Усадьба купца Василия Илларионовича Гомулина, 1885 года постройки – гордость историко-архитектурного наследия дореволюционного Павлова – задаёт множество загадок, ответить на которые порой не представляется возможным. То, что эту усадьбу в стиле академической эклектики возводили по проекту профессионального архитектора, не вызывает сомнения. На это указывает безгрешность архитектоники сооружений усадебного ансамбля и безупречность постановки её объёмов с градостроительной точки зрения.
Но, вот так ли выглядели усадебные сооружения в веке позапрошлом? Хозяин усадьбы, купец в третьем поколении, один из крупнейших скупщиков местных сталеслесарных изделий, почил в году 1905-м. Его усадьба, в которой он прожил двадцать лет, на рубеже прошлых веков являлась в Павлове самым роскошным ансамблем, украшая собой перекрёсток улиц Воскресенской и Бронниковской. Монументально-скульптурные формы сооружений усадебного комплекса наилучшим образом представляли размах и успехи торгового дела хозяина. На торговом счёте (фото №1), в левом верхнем углу шапки изображено здание особняка усадьбы, а в противоположной стороне, под изображением торговой рекламы купца Гомулина на Нижегородской ярмарке размещён вид дворовой части усадьбы. Дворовый вид со стороны флигеля удивляет наличием несуществующих на данный момент строений. К каменному зданию флигеля примыкают явно деревянные строения – одно и двухэтажное, с незначительной высотой этажа (в пределах двух метров). Двухэтажное здание явно выглядит деревянным – выделен наличник второго этажа и наличествует угловая доска, что характерно именно для строений в дереве. По размерам и материалу стен (сруб) можно предположить, что это была баня. Это компактное строение перекрывалось крышей сложной формы, напоминающей усечённый шатёр с надстройкой, увенчанной шпилем. Теперь можно только гадать о судьбе строения. На снимке более позднего времени на месте этого деревянного сооружения появляется каменный гараж (фото №2).
Усадебные строения, соответствуя требованиям и запросам времени, за более чем вековое существование меняли своё назначение и теряли существенные детали в облике. Потери кажутся более значительными при ближайшем изучении современного состояния архитектурного ансамбля. Многое представляется непонятным и загадочным. Вот из этого кое-что…
Сюрпризы чердака
Есть предположение, что по ходу строительства особняка строители отошли от проекта, внося изменения. Как по замыслу автора должно было выглядеть главное сооружение усадьбы без наличия проектной документации уже не определить. Существуют свидетельства того, что, силуэт
антресольной надстройки особняка по проекту должен был выглядеть иначе.
Согласитесь, что дорогостоящие элементы белокаменного декора заказывались, вероятно, исключительно согласно проекту и вряд ли, планировалось белокаменными изысками украшать чердачные помещения, что сейчас наличествует (фото №3 и №4). Недоумение вызывает также присутствие деревянной резьбы на карнизе венчающего объёма особняка (фото №5). Ни один грамотный архитектор при работе со столь значительным заказом, проектируя в определённом художественном стиле с присутствием определённой устойчивости формальных стилевых особенностей, не будет грузить подобный объект элементами деревянной национальной русской школы. Если бы у него возникло подобное желание, это бы нашло отражение в декоре прочих каменных сооружений усадьбы, что не наблюдается. Напрашивается вывод – строители отошли от проекта в частностях, предоставляя нашим современникам гадать о задумках автора изначального архитектурного решения.
Каменная балюстрада в интерьере особняка
Посетители Павловского исторического музея, ныне разместившегося в стенах усадебного комплекса, входят в основное здание с бывшего служебного входа. Входящий, по левую руку видит чугунные балясины круто поднимающейся служебной лестницы (фото №6). Престижное чугунное литьё в интерьере в качестве балясин лестничного ограждения и чугунных несущих элементов уличных навесов-зонтиков не редкость для строений Павлова в века минувшие и кое-где эта былая роскошь присутствует в уцелевших архитектурных памятниках города. Ограждение лестничных маршей с применением чугунного литья не на один порядок дороже балюстрады деревянной. Поэтому встаёт вопрос, каким должно быть ограждение парадной лестницы богатейшего особняка в Павлове, если даже узкая лестница для служебного пользования имеет чугунную балюстраду? Ответ напрашивается один – представительность парадной лестницы вестибюля должна быть несомненной
(заметим, что восьмиметровой высоты вестибюльный потолок украшен лепниной, аналога которой по красоте и сложности рисунка в Павлове не найти). При более внимательном рассмотрении ограждения обнаруживается, что балюстрада изначально была каменной (вероятней всего это искусственный камень, но автор не берётся утверждать это категорично). Подлинных каменных балясин уцелело тринадцать и один столбик (фото №7), прочие заменены деревянными, надо полагать в годы советской власти. Деревянные столбики и балясины, являясь объёмными копиями подлинных каменных аналогов, не получили проработки детальной. Автору не известны другие примеры каменных балюстрад в сооружениях гражданского толка в дореволюционном Павлове. Установить, как же выглядела каменная балюстрада до покрытия масляной краской, представляется возможным лишь при проведении реставрационных работ, проведения которых в ближайшем будущем не предвидится.
Система вентилирования образца 1885 года
Продухами называют в индивидуальном домостроении каналы в стенах цокольного этажа для вентилирования подполья. Фасады, как особняка, так и флигеля усадьбы сохранили входные отверстия вентиляционных каналов (фото №8). Причём это не сквозные отверстия, как принято, сейчас в частном домостроении. Конструкция вентиляционного канала такова, что заглубляясь в массив стены сантиметров на двадцать-тридцать, он под 90 град. уходит вертикально вниз (при толщине стены 700-800мм, в сечении канал где-то 160 х160 мм). При этом отметка наружного отверстия канала сантиметров на сорок выше отметки уровня пола внутри помещения.
Подача воздуха в каналы в зимнее время прекращалась – в ряде каналов уцелела металлическая конструкция в виде рамы под заглушку (фото №9). Отсутствием на данный момент заглушек можно объяснить тот вечный холод в служебных помещениях первого этажа флигеля в зимнее время. Назначение данных продухов сомнений не вызывает при наличии настила пола в сооружениях. Вызывает недоумение их наличие на фасаде каретника – неясна причина их назначения (фото №10).
На протяжении нескольких последних десятилетий полом в каретном сарае служил утрамбованный грунт, быть может, наличие отверстий вентканалов является свидетельством существования подполья под помещением каретника столетие назад?
Поющий металл
В ветреную погоду в одной из комнат бельэтажа слышны звуки непонятного происхождения. Это озадачивает, и на ум приходят рассказы об историях, связанных с преданиями о загадочных явлениях, происходящих в старинных строениях. Секрет таинственных звуков в одной из комнат особняка не с полной уверенностью можно попытаться объяснить размещением на наружной стороне стены комнаты металлической конструкции (фото №11).
Кованая конструкция красивейшей формы, вероятно держатель (по центру два кольца), по бокам декорирована двумя парами круто закрученных спиралей. Металлическая полоса , на которой конструкция закреплена и с помощью которой она фиксируется на стене имеет в высоту – шесть рядов кирпичной кладки. Некогда, несколько этих виньеток в металле украшали два фасада, со стороны парадного входа в особняк и со стороны набережной. Их массивная конструкция, проржавела от времени – металл истончился – от одной остался лишь след крепления на стене. Звуки, извлекаемые ветром из металлического великолепия – музыка прошлого, того «прекрасного далёка», когда огонь и молот под рукой умельца творили сказку в металле, которая через десятилетия неожиданно зазвучала.
Особенность архитектуры в том, что она входит в систему монументальных искусств. И если, архитектура провинциального Павлова прошедших веков, составляющие которой в металле и кирпиче переживут нас с вами, представляет пластическое искусство своей эпохи, то нынешнее строительство в историческом центре города выполняет задачи в большинстве случаев рекламные – на кубы-объёмы навешиваются театральные декорации с лозунгами-вывесками – скудноватое наследство, согласитесь. Бесценно для исторической застройки наличие величественного усадебного ансамбля. Этот архитектурный ансамбль – памятник не только его владельцу (могила В.И.Гомулина не имеет надгробия), но и строителям – сложно перечислить все строительные специальности, востребованные при сооружении усадебного комплекса.
Талант архитектора и средства заказчика дали Павлову произведение высокой культурной значимости – усадьбу купца Гомулина – как источник изучения истории отечественной архитектуры, как надёжное свидетельство своего времени. До наших дней здания усадьбы эксплуатируются на пределе своих возможностей, принимая тысячи туристов ежегодно в качестве муниципального бюджетного учреждения культуры «Павловский исторический музей».
В.А.Урусова
На фото:
- «Шапка» торгового счёта В.И.Гомулина, 1893г. Документ предоставлен Павловским историческим музеем.
- Ул.Красноармейская,6, Дворовый фасад флигеля. Фото предоставлено Павловским историческим музеем.
- Ул.Красноармейская,6. Чердак. Элемент белокаменного декора. 2012г. Фото автора.
- Ул.Красноармейская,6. Чердак. Белокаменная капитель в массиве стены. 2012г.Фото автора.
- Ул.Красноармейская,6. Западный фасад антресоли особняка. 2018г. Фото автора.
- Ул.Красноармейская,6. Чугунные балясины служебной лестницы. 2012г. Фото автора.
- Ул.Красноармейская,6. Каменные балясины парадной лестницы. 2012г. Фото автора.
- Ул.Красноармейская,6. Фрагмент главного фасада особняка. 2018г. Фото автора.
- Ул.Красноармейская,6. Фрагмент дворового фасада флигеля. 2018г. Фото автора.
- Ул.Красноармейская,6. Фрагмент дворового фасада каретника. 2018г. Фото автора.
- Ул.Красноармейская,6. Фрагмент южного фасада особняка. 2018г. Фото автора.