Народные традиции художественных промыслов России имеют продолжение благодаря таким древним поселениям, как деревня Жостово – деревня в пять сотен жителей, где уровень творчества народных художников предопределён передачей навыков, технических приёмов их предков.
Работа выставки «Цветов волшебное сиянье» в Павловском выставочном зале продлится до 5 июня 2022г.
Поднос – необходимая кухонная утварь
Слово «поднос», надо полагать однокоренное с глаголом «подносить». Но есть ещё не менее важное назначение этого предмета. Для живущего на российских просторах человека поднос ассоциируется, конечно, с самоваром. Поставив на поднос самовар, можешь быть уверен, что столешницу убережёшь от влаги. По нынешним временам поднос в домашнем хозяйстве, вещь не столь уж часто используемая. Самовар для нашего современника – экзотика. Другое значение поднос имеет для мест общепита, вещь эта не заменима уже не одну сотню лет для трактира, харчевни, столовой, ресторана и прочих подобных заведений – во все времена поднос был необходимым атрибутом в хозяйстве.
В истории моей семьи я насчитала три подноса (не считая деревянного, который по качественным характеристикам долго не прослужил). Один – металлический, расписанный в Жостове в середине ХХ века, большой, под самовар, служил моим родителям до полной потери товарного вида. Жостовского же производства небольшой поднос, 1980-х годов хранится глубоко в шкафу моей кухни (фото №1). Более часто по семейным праздникам использую поднос из нержавейки 1990-х годов производства и подозреваю, что он послужит ещё моим внукам (фото №2).
Подносный ширпотреб в наши дни.
В век нынешний рынок изобилует подносами китайского производства – это, как правило малого размера керамика (подобные подносы приобретаются в качестве подарков) да штамповка (фото 3, 4 ). Подносы из синтетических материалов уже не одно десятилетие пришли на смену подносам из алюминия и нержавейки. Реденько встретишь в хозяйственных товарах поднос производства Жостовского художественного предприятия. Рассчитанный на широкого потребителя, поднос зачастую сейчас именуют блюдом (фото №5) и многоцветье красочной росписи теряется на чёрном фоне. Не покрытая лаком живописная композиция не горит, выглядит скромненько.

Шедевры живописи мастеров из деревни Жостово.
Предметами роскоши, без натяжки, можно назвать современные авторские работы маститых художников жостовской росписи по металлу, сработанные в качестве выставочных и музейных экспонатов. Представленные фотографии фрагментов росписи подносов демонстрируют великолепие живописных приёмов, наработанных за многие десятилетия (фото № 6.1 – № 6.8). Это художественное творчество не требует пояснений и описаний. Даже человек, далёкий от искусства восхитится мастерством, с которым прорисованы детали цветочных композиций. Изысканность колорита и ощущение объёмности не покидает Вас, когда смотрите на буйство оттенков и использование полной цветовой палитры, и понимаешь вдруг, что слово «цвет» и «цветок» имеют один корень.
Из истории подносного промысла в деревнях подмосковья.
Подносный промысел в подмосковных сёлах и деревнях бывшей Троицкой волости Московской губернии относят к началу ХIХ в. А именно, в 1825 году крепостной крестьянин – Филипп Никитич Вишняков открыл в деревне Жостово Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов». К 1830 году производство подносов в деревне Жостово, Осташково, Троицкое, Хлебниково началось производство первых металлических подносов, украшенных декоративной цветочной росписью. В 1861 году в деревнях округи, в своих домах работали уже двенадцать крупных семейных подносных мастерских, а за самим народным промыслом закрепилось название «жостовский».
- в 1920 гг.в жостовской округе возникло несколько артелей, занимавщихся подносным промыслом. В 1928 г. они были объединены в артель «Металлоподнос»;
- в 1960-м г. артель преобразуется в Жостовскую фабрику декоративной росписи.
Выставки мастеров «Жостовской фабрики декоративной росписи» в стенах Павловского выставочного зала в 2010 – 2020-е годы.
В 1993 г. указом Президента РФ Жостовская фабрика включается в свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В залах Павловского исторического музея Нижегородской области в 2017 году демонстрировалась Всероссийская выставка художественных лаков России и жостовской росписи. Тогда павловчане и посетители музея открыли для себя новые яркие страницы русской национальной культуры.
В мае этого, 2022 года, в экспозиции залов Выставочного зала им. А.А.Маврычева 25 художников Жостовской фабрики представляют 42 работы, поражающие разнообразием живописных тем.
Традиционные цветочные композиции по-прежнему остаются основной темой изображений на подносах. Им вторят красочностью фруктовые натюрморты, сороки, петухи, мелкие птахи. Добавляемые в лаки и краску алюминиевый, бронзовый порошок, да покрытие красочного слоя за несколько приемов бесцветным лаком, обогащают картину росписи подноса. (фото № 7.1 – №7.8)
Работа выставки «Цветов волшебное сиянье» продлится до 5 июня 2022г.