Архитектурной достопримечательности города Павлова – особняку купца Гомулина – 130 лет.

Достопримечательности

Особняк, как явление, в России получает распространение с начала ХIХ века. Это – комфортабельный, одно или двух этажный многокомнатный городской жилой дом для одной семьи. Особняки обычно располагались на отдельном участке, включающем двор со службами, иногда сад. Сейчас в Павлове,

1.Фото М.Дмитриева 1890-е годы
1. Фото М.Дмитриева 1890-е годы

некогда крупнейшем селе Нижегородчины  ХIХ века, насчитывается  не один десяток особняков эпохи капитализма.  Особняк же купца 2-ой гильдии  Василия Илларионовича Гомулина, входившего в пятёрку богатейщих купцов села, выделяется ныне на фоне остальных относительной сохранностью экстерьера, а интерьеры его изобилуют лепниной, резьбой и паркетным покрытием полов  поры его возведения.

В 1884 году Гомулин  приобретает участок земли  на пересечении древнейших улиц села Павлова – Большой Воскресенской(ныне ул.Ломоносова) и Бронниковской(ныне ул.Красноармейская).  И на «328 квадратных саженях»  за год строятся:  двухэтажный каменный особняк с антресолью, венчающей  подобно башне угол дома (общая площадь особняка    около 500кв.м),  двухэтажный каменный склад-скупщицкая лавка (общая площадь около 170кв.м),  да каретник – одноэтажное кирпичное строение (общая площадь около 230кв.м). Трёхметровой  высоты, глухое  каменное ограждение с двумя воротами, оформленными каменными арками, отсекало внутренний дворик от  уличных территорий.

2. Особняк Гомулина. 2014г.
2. Особняк Гомулина. 2014г.

Парадный вход в особняк с улицы Бронниковской когда-то украшал выдвинутый на пару метров в улицу чугунный зонт-навес на стойках, чугунные же кронштейны трёх сохранившихся навесов, два из которых украшают дворовые фасады, а один перенесён с дворового на главный фасад  – имеют  вид ещё достаточно презентабельный.

Все сооружения городской мини-усадьбы решались архитектором (имя его, к сожалению,  история не сохранила),  в едином стиле – стиле академической эклектики, с характерным для него богатым декорированием фасадов. Декор фасадов особняка из тёсаного красного кирпича разнообразен, практически чистой плоскости стены не увидишь – пояски классических профилей, капители кирпичных пилястр, язычки, кронштейны, руст и пр. Фотография М.П.Дмитриева (фото №1) даёт представление об изначальном виде строений этого архитектурного ансамбля на момент последнего десятилетия ХIХ века.  Архитектура особняка по сей день, несмотря на утраты,  достойна  и величественна, и её первоначальное предназначение – доминировать в среде рядовой застройки  сохраняется благодаря таланту архитектора, который  решил градостроительную задачу обозначив пересечение двух улиц акцентом – строением, угловая часть которого стилизована под башню (фото №2).

3. Колонны бельетажа.
3. Колонны бельетажа.

Особняк Гомулина  выделяется, в ряду прочих сооружений того периода в Павлове  большим количеством белокаменных деталей, особенно бельэтажа – второго, парадного этажа. Особенную выразительность бельэтажу придают 30 белокаменных муфтированных колонн (фото №3).  Восемнадцать колонн меньшей высоты украшают третий ярус сооружения и аттики. Четырьмя горизонталями расчерчены парадные фасады особняка благодаря белокаменным карнизным плитам. Пятнадцать щитов из белого камня с высеченными инициалами хозяина  и датой  строительства украшают фронтоны аттиков особняка,  ворот каменного забора, фронтонов лавки и уличного фасада каретника. Декор  надворных строений вторит декору фасадов главного строения – жилого дома. Белокаменные карнизы забора и каретника визуально поддержаны рядами  поребриков из кирпича и белого камня. Второй этаж дворового фасада склада и первый этаж  особняка украшены белокаменными круглыми вставками – всего 13 элементов. Четыре окна первого этажа и портал главного входа  украшают белокаменные замковые камни ступенчатой формы.

В первой четверти прошлого века в нишах второго этажа  скупщицкой лавки можно было видеть пару ваз полутораметровой высоты (ныне утрачены), а до наших дней сохранились вазы на трёх аттиках особняка и по паре ваз меньшего размера  на  углах  каменных ворот.

Роскошный белокаменный декор,  контрастируя  с открытой  кирпичной кладкой из красного керамического кирпича, придаёт сооружению вид торжественный. А облицованный, белокаменными квадрами, цоколь особняка словно отрывает сооружение от серого современного асфальтового покрытия  улиц.

Роскошная металлическая экстерьерная атрибутика  особняка  демонстрирует высокий  уровень мастерства кузнечного дела в Павлове в позапрошлом веке. Это – кованые ворота (фото №4), двери, ставни, ограждающие решётки крыш особняка и лавки, и пр. (навершия водосточных труб и труб печных – более поздний новодел).  Сохранилось две пары кованых дверей (фото №5) в служебных сооружениях усадьбы. В них поражает всё: и выверенность композиции, и многообразие элементов составляющих общую картину рисунка, и богатство  размерности прутка и полосы. Квадратный 15мм пруток по мере закручивания к центру утоньшается вполовину и лаконично заканчивается круглым элементом.

6. Чугунное ограждение балкона балкона.
6. Чугунное ограждение балкона балкона.

Поражает трепетное отношение старых мастеров к деталям, как пример – дизайн накладки для ушек замка.  Полоса  накладки имеет в середине полукруглые выгрызы  и,  уменьшаясь, завершается завитком подобно носику турецкой туфельки. Накладка декорирована орнаментом с помощью четырёх видов калёных стальных чеканов. Умение и труд мастера, да денежные затраты заказчика спустя 130 лет дают нам возможность приобщиться к представлениям о красоте наших предков в изготовлении подобных деталей.  Дворовый фасад здания склада-лавки, судя по фотографии позапрошлого века, когда-то украшали ещё две пары кованых дверей и ставен окна первого этажа  того же рисунка – ныне в дверных проёмах организованы окна, а окно, когда-то украшенное богатыми ставнями – расширено и поэтому утратило ставни, наличник, белокаменные детали.

Антресоль особняка украшает ажур чугунного балконного ограждения (фото №6), причём, именно ажур, а не отдельно стоящие балясины (чугунного литья столбиками и балясинами декорирована  лестница, ведущая на антресоль).

Планировочное решение особняка Гомулина сводится к функциональному разграничению этажей. Из вестибюля  парадная лестница ведёт на второй этаж, в покои хозяев.  Парадная лестница имеет три марша с двумя промежуточными площадками, ступени бетонные, имеющие в составе мелкие металлические вкрапления (менее 0.5 миллиметра). Лестничная балюстрада 13 каменных балясин (фото №7)  Пышная лепнина потолка вестибюля (фото №8) словно предваряет то, что предстоит увидеть в жилых помещениях второго этажа – рисунок лепнины, в основном растительного характера, ни в одной из шести комнат бельэтажа не повторяется (фото №№ 9,10,11). Лепнина потолков имеет  многослойный характер  – деревянная основа, крепящийся к ней проволочный  каркас, бетон, гипс.

Исходя из назначения и значимости поэтажных помещений, высота потолков особняка варьируется.  Высота второго парадного этажа – 3.80м,  потолки первого этажа ниже  – 3.0 метра. Высота дверей бельэтажа – 2.75м (сравните – дверной проём главного входа в особняк – 2.40 м). Двери, как первого этажа, так и второго – украшены резьбой.  Это – 32 резных горельефа –  морды львов с открытой пастью. Они  украшают  восемь двухстворчатых дверей бельэтажа, полотна же дверей имеют плотный рисунок  декора из резьбы и филёнок. Дверные ручки  ныне утрачены, но сохранились действующие запорные устройства в толще полотен дверей.

Коридор (фото №12) разделяет второй этаж  на две зоны. Тихая – где окна трёх небольших комнат (площадью от 14 до 23 квадратных метров) смотрят во двор, двери всех комнат выходят в коридор, вероятно здесь размещались спальни.  Гостевая зона состоит из трёх соединяющихся между собой гостиных, центральная гостиная около 43 кв.м, боковые до 26 кв.м). Стены главной гостиной (фото №13)  декорированы лепниной, столь же роскошно, что и потолок. Окна гостиных обращены на три стороны света, из них открывается прекрасный вид на  дали левобережья Оки, и когда-то в окна гостиных вливался уличный шум с двух оживлённых торговых улиц села – цоканье копыт по булыжной мостовой, крики грузчиков с пристаней, гул рыночной толпы, колокольный звон десятка храмов.

15. Фрагмент лепнины потолка комнаты №4.
15. Фрагмент лепнины потолка комнаты №4.

Отопление особняк имел калориферное. На втором этаже сохранилось четыре из шести уцелевших массивов печных воздуховодов (ещё шесть утрачено), выложенных белыми

14. Фрагмент интерьера комнаты №11
14. Фрагмент интерьера комнаты №11

поливными изразцами. Изразцы на трёх из шести печей  – в прекрасном состоянии (фото №14), на других – покрыты  слоями масляной краски.

Интерьеры комнат на первом этаже менее презентабельны, чем на втором. Тем не менее, потолки трёх комнат, которые составляют анфиладу, богаты лепниной, характер рисунка которой – геометрический, индивидуален для каждой комнаты (фото №15), потолки служебных помещений этого этажа оформлены более скромно – многорядными тягами. Интерьер одной из комнат (№4)  декорирован стилизованными пилястрами, филёнками, поясом из дентикул – и вкупе с уцелевшим паркетным полом 1885 года картина интерьера вырисовывается роскошная. В особняке на сей день сохранилось семь видов рисунка дубового наборного паркета (фото №16,17,18).  Набирается паркет из элементов, количество которых варьируется от  двух до пяти составляющих.  Интересен сохранившийся образец  дощатого пола в коридоре первого этажа с шириной доски до пятидесяти сантиметров.

На данный момент в стенах особняка размещается Павловский исторический музей, который полностью с 1991 года занял усадебные строения. В ряду памятников архитектуры  города, особняк В.И.Гомулина занимает особое место. Он стал знаковым для Павлова, являясь одной из доминант в силуэте исторической части города и вторым, после Воскресенского храма, по значимости, украшением речной панорамы.

Старший научный сотрудник Павловского исторического музея

В.А.Урусова

Графические материалы:

План строений.
План строений.
План 1 этажа особняка.
План 2 этажа особняка.
План 2 этажа особняка.

Фотоматериалы:

Фото№1.  Вид на особняк Гомулина с ул. Бронниковской. Фото М.П.Дмитриева

Фото предоставлено Павловским историческим музеем.   1890-е г.

Фото №2.  Вид на особняк с ул.Ломоносова.  2014 г.

Фото №3.  Колонны бельэтажа.   2012г.

Фото №4.  Кованая решётка главных ворот.   2011 г.

Фото №5.  Кованые двери скупщицкой лавки.  2014г.

Фото №6.  Чугунное ограждение балкона.  2011.

Фото №8.  Лепнина потолка вестибюля.   2012г.

Фото №9.  Лепнина потолка комнаты №7.  2012г.

Фото №10  Лепнина потолка комнаты №10.  2012г.

Фото №11 Фрагмент лепнины потолка комнаты № 13.   2012г.

Фото №12  Коридор 2-го этажа. 2012г.

Фото №13 Фрагмент интерьера гостиной.   2014г.

Фото №14 Фрагмент интерьера комнаты № 11.  2012г.

Фото №15 Фрагмент лепнины потолка комнаты №4.   2012г.

Фото №16  Паркет комнаты №7.   2012г.

Фото №17  Паркет комнаты №11.   2012г.

Фото №18  Паркет комнаты № 8.    2012г.

 

 

 

В.А.Урусова

Старший научный сотрудник МБУК «Павловский исторический музей», член общероссийской организации «Союз архитекторов России», фотограф, художник...

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
PavlovoHistory
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

error: Content is protected !!
Adblock
detector