Особняк, как явление, в России получает распространение с начала ХIХ века. Это – комфортабельный, одно или двух этажный многокомнатный городской жилой дом для одной семьи. Особняки обычно располагались на отдельном участке, включающем двор со службами, иногда сад. Сейчас в Павлове,
некогда крупнейшем селе Нижегородчины ХIХ века, насчитывается не один десяток особняков эпохи капитализма. Особняк же купца 2-ой гильдии Василия Илларионовича Гомулина, входившего в пятёрку богатейщих купцов села, выделяется ныне на фоне остальных относительной сохранностью экстерьера, а интерьеры его изобилуют лепниной, резьбой и паркетным покрытием полов поры его возведения.
В 1884 году Гомулин приобретает участок земли на пересечении древнейших улиц села Павлова – Большой Воскресенской(ныне ул.Ломоносова) и Бронниковской(ныне ул.Красноармейская). И на «328 квадратных саженях» за год строятся: двухэтажный каменный особняк с антресолью, венчающей подобно башне угол дома (общая площадь особняка около 500кв.м), двухэтажный каменный склад-скупщицкая лавка (общая площадь около 170кв.м), да каретник – одноэтажное кирпичное строение (общая площадь около 230кв.м). Трёхметровой высоты, глухое каменное ограждение с двумя воротами, оформленными каменными арками, отсекало внутренний дворик от уличных территорий.
Парадный вход в особняк с улицы Бронниковской когда-то украшал выдвинутый на пару метров в улицу чугунный зонт-навес на стойках, чугунные же кронштейны трёх сохранившихся навесов, два из которых украшают дворовые фасады, а один перенесён с дворового на главный фасад – имеют вид ещё достаточно презентабельный.
Все сооружения городской мини-усадьбы решались архитектором (имя его, к сожалению, история не сохранила), в едином стиле – стиле академической эклектики, с характерным для него богатым декорированием фасадов. Декор фасадов особняка из тёсаного красного кирпича разнообразен, практически чистой плоскости стены не увидишь – пояски классических профилей, капители кирпичных пилястр, язычки, кронштейны, руст и пр. Фотография М.П.Дмитриева (фото №1) даёт представление об изначальном виде строений этого архитектурного ансамбля на момент последнего десятилетия ХIХ века. Архитектура особняка по сей день, несмотря на утраты, достойна и величественна, и её первоначальное предназначение – доминировать в среде рядовой застройки сохраняется благодаря таланту архитектора, который решил градостроительную задачу обозначив пересечение двух улиц акцентом – строением, угловая часть которого стилизована под башню (фото №2).
Особняк Гомулина выделяется, в ряду прочих сооружений того периода в Павлове большим количеством белокаменных деталей, особенно бельэтажа – второго, парадного этажа. Особенную выразительность бельэтажу придают 30 белокаменных муфтированных колонн (фото №3). Восемнадцать колонн меньшей высоты украшают третий ярус сооружения и аттики. Четырьмя горизонталями расчерчены парадные фасады особняка благодаря белокаменным карнизным плитам. Пятнадцать щитов из белого камня с высеченными инициалами хозяина и датой строительства украшают фронтоны аттиков особняка, ворот каменного забора, фронтонов лавки и уличного фасада каретника. Декор надворных строений вторит декору фасадов главного строения – жилого дома. Белокаменные карнизы забора и каретника визуально поддержаны рядами поребриков из кирпича и белого камня. Второй этаж дворового фасада склада и первый этаж особняка украшены белокаменными круглыми вставками – всего 13 элементов. Четыре окна первого этажа и портал главного входа украшают белокаменные замковые камни ступенчатой формы.
В первой четверти прошлого века в нишах второго этажа скупщицкой лавки можно было видеть пару ваз полутораметровой высоты (ныне утрачены), а до наших дней сохранились вазы на трёх аттиках особняка и по паре ваз меньшего размера на углах каменных ворот.
Роскошный белокаменный декор, контрастируя с открытой кирпичной кладкой из красного керамического кирпича, придаёт сооружению вид торжественный. А облицованный, белокаменными квадрами, цоколь особняка словно отрывает сооружение от серого современного асфальтового покрытия улиц.
Роскошная металлическая экстерьерная атрибутика особняка демонстрирует высокий уровень мастерства кузнечного дела в Павлове в позапрошлом веке. Это – кованые ворота (фото №4), двери, ставни, ограждающие решётки крыш особняка и лавки, и пр. (навершия водосточных труб и труб печных – более поздний новодел). Сохранилось две пары кованых дверей (фото №5) в служебных сооружениях усадьбы. В них поражает всё: и выверенность композиции, и многообразие элементов составляющих общую картину рисунка, и богатство размерности прутка и полосы. Квадратный 15мм пруток по мере закручивания к центру утоньшается вполовину и лаконично заканчивается круглым элементом.
Поражает трепетное отношение старых мастеров к деталям, как пример – дизайн накладки для ушек замка. Полоса накладки имеет в середине полукруглые выгрызы и, уменьшаясь, завершается завитком подобно носику турецкой туфельки. Накладка декорирована орнаментом с помощью четырёх видов калёных стальных чеканов. Умение и труд мастера, да денежные затраты заказчика спустя 130 лет дают нам возможность приобщиться к представлениям о красоте наших предков в изготовлении подобных деталей. Дворовый фасад здания склада-лавки, судя по фотографии позапрошлого века, когда-то украшали ещё две пары кованых дверей и ставен окна первого этажа того же рисунка – ныне в дверных проёмах организованы окна, а окно, когда-то украшенное богатыми ставнями – расширено и поэтому утратило ставни, наличник, белокаменные детали.
Антресоль особняка украшает ажур чугунного балконного ограждения (фото №6), причём, именно ажур, а не отдельно стоящие балясины (чугунного литья столбиками и балясинами декорирована лестница, ведущая на антресоль).
Планировочное решение особняка Гомулина сводится к функциональному разграничению этажей. Из вестибюля парадная лестница ведёт на второй этаж, в покои хозяев. Парадная лестница имеет три марша с двумя промежуточными площадками, ступени бетонные, имеющие в составе мелкие металлические вкрапления (менее 0.5 миллиметра). Лестничная балюстрада 13 каменных балясин (фото №7) Пышная лепнина потолка вестибюля (фото №8) словно предваряет то, что предстоит увидеть в жилых помещениях второго этажа – рисунок лепнины, в основном растительного характера, ни в одной из шести комнат бельэтажа не повторяется (фото №№ 9,10,11). Лепнина потолков имеет многослойный характер – деревянная основа, крепящийся к ней проволочный каркас, бетон, гипс.
Исходя из назначения и значимости поэтажных помещений, высота потолков особняка варьируется. Высота второго парадного этажа – 3.80м, потолки первого этажа ниже – 3.0 метра. Высота дверей бельэтажа – 2.75м (сравните – дверной проём главного входа в особняк – 2.40 м). Двери, как первого этажа, так и второго – украшены резьбой. Это – 32 резных горельефа – морды львов с открытой пастью. Они украшают восемь двухстворчатых дверей бельэтажа, полотна же дверей имеют плотный рисунок декора из резьбы и филёнок. Дверные ручки ныне утрачены, но сохранились действующие запорные устройства в толще полотен дверей.
Коридор (фото №12) разделяет второй этаж на две зоны. Тихая – где окна трёх небольших комнат (площадью от 14 до 23 квадратных метров) смотрят во двор, двери всех комнат выходят в коридор, вероятно здесь размещались спальни. Гостевая зона состоит из трёх соединяющихся между собой гостиных, центральная гостиная около 43 кв.м, боковые до 26 кв.м). Стены главной гостиной (фото №13) декорированы лепниной, столь же роскошно, что и потолок. Окна гостиных обращены на три стороны света, из них открывается прекрасный вид на дали левобережья Оки, и когда-то в окна гостиных вливался уличный шум с двух оживлённых торговых улиц села – цоканье копыт по булыжной мостовой, крики грузчиков с пристаней, гул рыночной толпы, колокольный звон десятка храмов.
Отопление особняк имел калориферное. На втором этаже сохранилось четыре из шести уцелевших массивов печных воздуховодов (ещё шесть утрачено), выложенных белыми
поливными изразцами. Изразцы на трёх из шести печей – в прекрасном состоянии (фото №14), на других – покрыты слоями масляной краски.
Интерьеры комнат на первом этаже менее презентабельны, чем на втором. Тем не менее, потолки трёх комнат, которые составляют анфиладу, богаты лепниной, характер рисунка которой – геометрический, индивидуален для каждой комнаты (фото №15), потолки служебных помещений этого этажа оформлены более скромно – многорядными тягами. Интерьер одной из комнат (№4) декорирован стилизованными пилястрами, филёнками, поясом из дентикул – и вкупе с уцелевшим паркетным полом 1885 года картина интерьера вырисовывается роскошная. В особняке на сей день сохранилось семь видов рисунка дубового наборного паркета (фото №16,17,18). Набирается паркет из элементов, количество которых варьируется от двух до пяти составляющих. Интересен сохранившийся образец дощатого пола в коридоре первого этажа с шириной доски до пятидесяти сантиметров.
На данный момент в стенах особняка размещается Павловский исторический музей, который полностью с 1991 года занял усадебные строения. В ряду памятников архитектуры города, особняк В.И.Гомулина занимает особое место. Он стал знаковым для Павлова, являясь одной из доминант в силуэте исторической части города и вторым, после Воскресенского храма, по значимости, украшением речной панорамы.
Старший научный сотрудник Павловского исторического музея
В.А.Урусова
Графические материалы:
Фотоматериалы:
Фото№1. Вид на особняк Гомулина с ул. Бронниковской. Фото М.П.Дмитриева
Фото предоставлено Павловским историческим музеем. 1890-е г.
Фото №2. Вид на особняк с ул.Ломоносова. 2014 г.
Фото №3. Колонны бельэтажа. 2012г.
Фото №4. Кованая решётка главных ворот. 2011 г.
Фото №5. Кованые двери скупщицкой лавки. 2014г.
Фото №6. Чугунное ограждение балкона. 2011.
Фото №8. Лепнина потолка вестибюля. 2012г.
Фото №9. Лепнина потолка комнаты №7. 2012г.
Фото №10 Лепнина потолка комнаты №10. 2012г.
Фото №11 Фрагмент лепнины потолка комнаты № 13. 2012г.
Фото №12 Коридор 2-го этажа. 2012г.
Фото №13 Фрагмент интерьера гостиной. 2014г.
Фото №14 Фрагмент интерьера комнаты № 11. 2012г.
Фото №15 Фрагмент лепнины потолка комнаты №4. 2012г.
Фото №16 Паркет комнаты №7. 2012г.
Фото №17 Паркет комнаты №11. 2012г.
Фото №18 Паркет комнаты № 8. 2012г.