Павлово, обрастая спальными районами, сохранило главное место торговли в исторической части города. Законы предпринимательства во все времена диктуют, прежде всего, получение прибыли. В Павлове, с историей в четыре с половиной века практикуется варварское использование исторической застройки, имеющей культурную ценность для города. На данный момент уничтожаются в историческом центре сооружения ХVIII – ХIХ вв. Их сносят.
Из-за безденежья – без должного ремонта, здания разрушаются, их обезображивают рекламой, их фасады, утрачивая первоначальный облик, напоминают театральные декорации – ну нет в городе человека, исполняющего обязанности Главного архитектора или Главного художника, который отвечал бы перед жителями города за эстетику городской среды.
Реклама времён имперской России на фасадах зданий главных торговых улиц города Павлово
На открытках начала прошлого века торговые улицы: Большая Никольская, Большая Воскресенская, Бронниковская и пр. пестрили многочисленными вывесками лавчонок, которые соответствовали духу того времени (фото № 1.1 – 1.3).
Ещё в начале ХIХ века (по данным правления вотчины графов Шереметевых) в Павлове было в 114 лавок на двух базарных площадях, 35 лавок и 81 ларёк при крестьянских домах. В одном из залов Павловского исторического музея на обозрение представлена одна из реклам того времени – торговая вывеска наследников Анучина (фото № 1.4), довольно скромная по размерам для нынешнего века. Вывески периода царской России отвечали духу застройки того времени, духу эстетики той поры.
Текстовая и изобразительная агитация советских времён
При Советской власти агитационные лозунги и портреты вождей революции тотально сменяют торговую рекламу на фасадах зданий (фото № 2.1 – 2.7). Архитектурные шедевры имперской России не удостаивались вниманием местных властей. Уничтожен был пласт населения, который мог бы оценить значение для потомков ряда сооружений – храмовых и гражданских.
В прошлом веке были стерты с лица земли два храмовых строения ХVII века. Главным для молодой страны Советов было дать населению образование, обеспечить жильём, предметами первой необходимости, защитить завоевания молодого государства… Идеологические лозунги на метровых транспарантах на многие десятилетия прописались на зданиях исторического центра города.
Засилье рекламы в среде исторического центра нашего времени в Павлово
Исторический центр нынешнего Павлова планомерно превращается в торгово-развлекательный центр. Фасады интереснейших архитектурных объектов, например кинотеатр «Спартак», 1937 года постройки, в стиле «социалистического реализма» – утратил скульптуру над порталом и в нишах, к нему пристроены времянки, стены используются под размещение меню (фото № 3.1 – 3.2).
Главные фасады зданий усадьбы И.К.Подкладкина (ул.Красноармейская, 20), многое утратили за столетие из декора и металлической атрибутики. На данный момент фасад флигеля усадьбы Подкладкина, его деревянный этаж полностью закрывает баннер (фото № 3.3).
Справка
Баннер (англ. banner –флаг, транспарант) в широком смысле означает графическое изображение рекламного характера.
Конечно, может быть не плохо, что реклама полностью скрывает фасады современных зданий (фото № 3.4), как знать. Но в исторической, охранной зоне размещая торгово-развлекательную зону, наверное, необходимы ограничения размеров рекламных вывесок. Исторический центр Павлова ни в советский период (фото № 3.5.), ни за десятилетия нынешнего века, не получая внимания и средств хотя бы на минимальный ремонт, окончательно утратит для поколения наших детей свой историко-культурный потенциал…