О плотницкой коруне.

Архитектурное наследие

Общеизвестно, что русское деревянное жилище — результат усовершенствования древнейших местных типов строений, и древнескандинавское, германское, греческое и западноевропейское влияния не оказали какого-либо значительного воздействия на отечественное деревянное зодчество. Такие архитектурные термины, как коруна, кокошник, хоромы, повалуша, матица, терем, изба и др. вы встретите лишь в связи с древнерусским  национальным зодчеством. И только в деревянной русской архитектуре существует такой древний элемент декора, как плотницкая коруна.

Коруны

В Павлове по сей день, на дощатых фронтонах ветхих домишек, увидишь полукружия слуховых оконцев в обрамлении плотницких корун (смотри No4) – дань строительным традициям наших предков. «Сияние» – так называют историки архитектуры этот декоративный элемент в виде раскрытого веера.

Дома на Руси не строили — их рубили. Избу в три окна, плотники рубили бывало и за три недели, сдавая с уже готовым резным декором. Сруб был основой всех сооружений древней Руси: крепостей, храмов, хором, бань, надворных строений, мельниц и мостов. Даже в наши дни трудно представить, что русский человек будет баню сооружать в каком-то ином материале. Простейшая деревянная конструкция – клеть, формировалась уложенными друг на друга венцами из брёвен (в старинном русском зодчестве насчитывают до 50 способов врубки-соединения брёвен). Клети богатых хором венчались всеми известными в деревянном зодчестве формами покрытий: шатрами, простыми и крещатыми бочками, кубами и конечно более простыми формами крыш. Фасады и интерьеры богато украшались резьбой и росписью. О выше перечисленном роскошестве можно судить сейчас лишь по рисункам – всё сметающие века уносят с наших улиц последние остатки деревянного архитектурного наследия.

Крестьянские дома, перекрываемые скромными рациональными двускатными крышами, могли похвастаться лишь деревянными «украсами» – как например резные причелины (доски, прибиваемые к торцам слег над фронтоном), многосложные наличники да коруны на фронтонах. Коруны же, были, из наиболее доступных потому, что их создавали плотники, топором вырубая заготовку и расщепляя затем по слоям древесину. Полученными заготовками плотники обрамляли полукруглые чердачные оконца (смотри No11). Лепестки-лучи композиции образующей подобие солнца тонки, почти воздушны, их рисунок одинаково симметричен и повторяем.

Коруны позднего времени уже явно не топором рублены, а ножовкой, да лобзиком вырезаны. Однако сработанный сложный узор полукруглого оконца
на улочке Бабья горка (смотри No7) интерпретирует идею сияния, закрепляет наше внимание на древней форме полукруглого слухового окна, ныне редко встречаемой. На смену им пришли чердачные окна сдвоенные, да трёхчастные, часто в обрамлении форм, заимствованных из каменной архитектуры. Архитектура деревянных построек, преобладавших в России и в ХIХ, и позже в ХХ веке, подражала практически всем стилям архитектурных направлений каменного строительства — копировались как пропорции и формы фасадов, так и их детали (наличники, рустованные углы, пилястры, капители). Но именно полукруглое слуховое окно, изредка попадаясь теперь нам на глаза, кричит об исконно русском зодчестве, о том, что оно вообще-то было.

На черно-белых фотографиях, сделанных в 60-70-е годы прошлого века П.А.Кузнецовым, запечатлены чердачные окна домов с улицы Шмидта и улицы Сенной. Чердачное окно (смотри No10) столь мало, что его окном-то назвать сложно, скорее, это отверстие-«продух» для вентиляции чердачного помещения. Однако, сложное веерное обрамление этого незначительного мини-оконца сделало фронтон столь многокрасочным, что фотограф не мог обойти его вниманием. Окно в обкладке сложного декора (смотри No9) полностью заполнило поле фронтона, явно, дом был внушительного размера (не менее пяти окон по фасаду). Сейчас затруднительно судить — выполнено «сияние» этого окна в технике изготовления корун или же нет.  Но даже если составные элементы получившегося солнышка сработаны резцом по дереву, эффект «сияния» празднично радует.

Нередко коруна, изображающая полу-солнце вокруг фронтонного окна подменялась резными элементами, которые в литературе по истории отечественного зодчества называют не иначе, как перуновыми стрелами. Это намёк на языческие верования русского человека — вероятно не плохо уживавшиеся в прошлом тысячелетии с принятым на Руси в 988 году христианством в качестве государственной религии.

Коруну встретишь сейчас только на жилых домах первой половины прошлого века, в более позднем деревянном жилищном домостроении распространение она не получила. Поэтому лишь в старой части Павлова познакомишься с разнообразием в оформлении полукруглых чердачных окошек. На улице Горького и улице Кольцова,42 (смотри No3) увидишь обкладку оконцев с использованием лучей-стрел. На улице Маяковского, д.14 и д.6 (смотри No2) сохранились образцы подлинного древнего варианта коруны. А на Новикова,8 – обкладка полукружья окна в духе деталей декора классицизма — стиля, доминировавшего в первой половине ХIХ века. Утрачена и интересно интерпретируемая обкладка окна, собранная из зеркально повторяющегося элемента — простой геометрической фигуры на ул.Речной,8.

Русский деревянный, рубленый дом до наших дней сохранил элементы самобытности. Однако упрощённый и безликий декор деревянной современной городской архитектуры вид имеет простенький и дешёвый, а потому проигрывает при сравнении с деревянным декором респектабельных особняков начала прошлого века. А о таком элементе декора, как «коруна», и говорить не приходится – его воочию нашим потомкам уже не увидеть.

В.А.Урусова

г. Павлово, 2017г.

 

В.А.Урусова

Старший научный сотрудник МБУК «Павловский исторический музей», член общероссийской организации «Союз архитекторов России», фотограф, художник...

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
PavlovoHistory
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

error: Content is protected !!
Adblock
detector