Красота деревянной застройки дореволюционной эпохи была главным достоянием древних улочек Павлова, в основном получивших застройку в позапрошлом веке, однако прокладывались они не позднее ХVII века. Деревянным заборам с воротцами под крышами да крылечкам под навесами —уделялось домовладельцами внимание особое. Знакомясь с аналогами, которые архитектурная история нашего города может предоставить, дивишься богатству форм, и главное — самобытности русского деревянного зодчества.
Лицо дома — крыльцо, как говорили встарь, всход — формы имел разнообразнейшие, столбы-опоры его зачастую украшались порезками. У Н.В.Гоголя читаешь: «Деревянный потемневший трактир принял Чичикова под свой узенький гостеприимный навес на деревянных выточенных столбиках, похожих на старинные церковные подсвечники…» («Мёртвые души» Гл.4) Сколь же изысканно-изящными были деревянные столбики трактирного навеса, если на них заострил своё внимание живший в первой половине ХIХ века писатель?
Один из богатейших деревянных особняков старого Павлова — двухэтажный дом Первовых на ул. Воскресенской (ныне ул.Ломоносова) – имел столь внушительные размеры навеса, что его тяжелейшую конструкцию поддерживала аж пара сдвоенных столбов (смотри фото No9). Треугольная крыша крыльца имела развитой фронтон, который достигал отметки середины окон 2-го этажа. Формы и детали крыльца решались, как правило, в духе архитектуры здания — так, гирьки-висяги карнизных кронштейнов украшали также и поддерживающую конструкцию полиц козырька крыльца. По форме навес крыльца каменно-деревянного дома на ул.Маяковского (смотри No13) силуэтом напоминает навес дома Первовых, а вот размер его куда как меньше. Крыша с полицами – древний тип конструкции крыш – образуется переломом скатов. Нижняя, пологая часть крыши как раз и называется полицей. При возведении шатров и крыш, имеющих крутой подъём необходимы были полицы для отвода воды на большее расстояние от стен, а поддерживались полицы встарь повалами. Повал – расширение верхней части сруба путём постепенного напуска венцов. В ХIХ веке увлечение архитекторов зодчеством русского средневековья приводит к заимствованию архитектурных форм древней Руси – так крыши с полицами стали актуальными в деревянном строительстве на улочках Павлова на рубеже ХIХ-ХХвв. Примеры крылечек, где подобные крыши ещё встретишь сегодня на улицах Маяковского, н/н и К.Маркса,45. Наибольшее внимание заслуживает значительно обветшавшее крыльцо, находящегося в глубине двора дома No45 по ул.К.Маркса – вид на него открывается с участка соседнего дома под номером 47. Конёк фронтальной части навеса возвышается над карнизным свесом дома — не пожелали экономить хозяева на представительности своего дома. Даже гулянка на крыше дома No45 не одна — на три стороны света смотрят выпускные слуховые оконца, чего уж говорить о достоинствах его крылечка.
Наиболее распространённая форма навеса крыльца для Павлова – двускатная крыша. Такая конструкция зонтика практична и непритязательна, но благодаря резной деталировке фронтона — многорядному орнаменту карнизов навеса, грамотно расставленным акцентам в композиции декорирования – крыльцо приобретает роскошный вид. Пример крылечка под такой крышей (здание первой женской гимназии на ул. Почтовой, ныне дом No7 по ул.Куйбышева) смотри No17.
Точёные опоры крыльца в средней своей части – изящны и тонки. Сложный декор верхней части деревянных столбиков крыльца состоял как из накладных элементов, так и резьбы по брусу опор. Базы столбов так же были декорированы, а переходом между базой и стволом стойки служил сложный объёмный элемент, композиционно уравновешивавший массивное завершение стоек. Рисунок резьбы фронтона крыльца дома No7 встречается в Павлове часто – его можно видеть и на некоторых снимках сделанных Петром Алексеевичем Кузнецовым в 60-е годы минувшего века, и вживую на задворках исторического центра – на ул.Новикова, да во дворе дома No3 по ул.Шмидта.
Зачастую деревянный декор фронтончиков навесов дополнялся коронами из традиционного для Павлова просечного металла, что делало композиционную картину сложнее и богаче (смотри No20, 21).
Сохранилось изображение крыльца (смотри No11), аналогов которому в Павлове не найдётся. Крылечко существовало до 70-х годов прошлого века, оно украшало главный фасад дома Клокова (ул. Маяковского,25). Когда-то главный фасад этого памятника архитектуры имел два портала — ныне в правом дверном проёме организовано окно. Вероятно, и крылечко было не одно. Изысканная резьба деревянной части фасадов получила отражение при решении внешнего вида крыльца. Фронтон навеса крылечка завораживает вычурностью силуэта, а на его поле в обрамлении сложного профиля царит деревянное роскошество сказочного цветка. Чарующая красота крыльца на вереях (столбах) дома Клокова с резным накладным декором казалось бы, неповторима, согласитесь, оно могло бы служить красочной илюстрацией к текстам русских народных сказок. И как же повезло нынешнему поколению, что дом, крыльцо которого мы рассматриваем, ещё хранит деревянное чудо красивейших наличников сработанных более столетия назад.
До позапрошлого века на Руси слово «дом» в обиходе не употреблялось – говорили «двор», «изба». Покидая сходы да гулянья, говорили: «Пойдём по дворам». Дворы огораживались глухими заборами с воротами на петлях-жиковинах. Рубили ворота, как избы и заборы согласно художественным запросам широкого круга населения. Ставили ворота и под крышей, и с разновеликими надстройками-завершениями стоек, применяя при этом широчайший спектр деревянного декора.
Слово «ворота», на старославянском – «врата», одинаково звучит на болгарском, чешском, словенском, польском… И веет от этого слова древностью. Знакомясь с событиями в Павлове 1622г., читаешь: «…торговых и мастеровых людей 121 двор, вратарь Стёпка Михайлов, пушкари Тимошка и Савка Потаповы, стрельцов два десятка…». Нет уже той крепости на Спасской горе, ворота которой сторожил вратарь Стёпка, но древнее русское слово не потерялось в веках, как не потерялась суть и назначение предмета с такой древней историей славянской культуры.
Судить об облике деревянных ворот древнего Павлова можно по фотоматериалам конца ХIХ века, более древних изображений время не сохранило. Благодаря набору почтовых открыток рубежа прошлых веков издательства Кампеля посвящённых селу Павлово сохранилось достаточно качественное изображение деревянных ворот фабрики наследников Д.Д.Кондратова (смотри No2). Венчающая часть ворот имеет сложную форму криволинейного очертания, которая повторяется над фланкирующими ворота калитками. Основной декоративный элемент ворот – «шляпка гвоздя» – четырёхгранная пирамидка – варьируется по размеру – более массивный на столбах-стойках, мельче этот элемент в два ряда обрамляет три фронтона трёхчастного фасада ворот. Забор имеет массивный цоколь завершающийся поясом сложного профиля, а поле дощатого забора обогащено с помощью накладных деталей в виде стоек с имитацией базы и капители.
Ворота между зданием бывшего особняка Л.К.Подшибихина и бывшей лавкой И.К.Подшибихина на улице Куйбышева, судя по фотографиям первой половины прошлого века, формой и композиционно напоминали некогда ворота выше описанные, как и ворота двора Н.И.Банина на ул.Конопляная,4. Полукаменный особняк Н.И.Банина до сих пор радует глаз прохожих деревянными наличниками, фризом да кронштейнами, деревянные же ворота к 1981 году вид имели плачевный (смотри в разделе «Наличники», наличник No1). На данный момент они полостью утрачены.
Сохранились до наших дней красивые ворота на ул.Профсоюзной,21 (смотри No3). Ворота эти при опять же полукаменном особняке с богатейшим резным декором второго этажа, в том числе и на сложном, многоступенчатом, далеко вынесенном карнизе. Фасад ворот с высоким лбом-фризом (до полутора метров) украшают четыре треугольных фронтончика. Фриз почти полностью заполнен ковром из пропильной резьбы. Вычурные кронштейны, во всю высоту лба, поддерживают свесы сложной крыши ворот. Именно благодаря наличию надёжной кровли ещё живо это свидетельство исконно русского зодчества – деревянного.
Не всегда конструкция ворот перекрывалась общей крышей. Квадратные столбы-опоры ворот одноэтажного кирпичного особняка, некогда украшавшего ул.Кузнечную (смотри No10), венчались некогда массивными завершениями, подведёнными под вогнутые, четырёхскатные крыши. Фигурные шпили, венчающие крыши стоек-столбов, поднимались высоко над линией карниза дома. Завершение полотна ворот имело криволинейное очертание, которое вторило форме перемычки соединяющей столбы. Стойка, с навешенной на неё калиткой была значительно ниже и скромнее декорирована.
Деревянные заборы с древними воротами ещё можно видеть на исторических улочках нашего города – ул.Профсоюзной, 20 (столбы с филёнками, резьба на фризе, столбики-башенки), ул.Горького,9 (с особенно красивым фронтоном калитки в виде перспективно выставленных арочек, да замысловатой накладной резьбой на столбах).
Но уже только на фотографиях прошлого века вы увидите роскошные ворота с вазами полукаменного дома Пестряковых на ул.Профсоюзной,12 (смотри No1), да вычурной формы ворота двухэтажного деревянного особняка на ул.Горького,7, ворота полукаменного дома на ул.Павлов Перевоз, запечатлённые на фоне Спасской горы во времена, когда старейшее храмовое сооружение села Павлова – Соборная церковь Преображения (1666 года освящения) ещё красовалась на горе. Наконец, усадьбу одного из крупнейших предпринимателей ХIХв. – Ф.М.Варыпаева некогда украшали красивые деревянные ворота — ул.Стрелецкая,1. На территории усадьбы помимо полукаменного особняка с деревянным добротным мезонином располагались корпуса его сталеслесарного заведения, об успешности которого говорила вывеска на воротах с изображением двуглавого орла — символа заслуг на производственном поприще. Этот особняк в качестве памятника архитектуры сейчас является украшением древнейшей улицы нашего города, но время начисто стёрло воспоминания о красоте усадебных ворот.
О раритетных элементах декора ограждений дворов прошлых столетий можно судить по сохранившимся от них крохам. Например, на фото сделанном на ул.Маяковского в 2011 году видишь под карнизным свесом крыши ворот декоративный элемент напоминающий не то гирьку-висягу, не то стилизованные фонарики (смотри No5), на той же улице, в том же году на глухих воротах двора дома No19 накладной декор не позволил автору пройти мимо, не запечатлев его на память (смотри No6).
Говоря о порталах особняков, нужно упомянуть о полотнах входных дверей, как правило, это – двери двустворчатые, с шириной створок до шестидесяти сантиметров, не более. Двери, вероятно, были работы тех же мастеров, кто занимался резным декором домов. Характерный рисунок на полотне двери и в очелье наличника дома No1, по ул.Некрасова (смотри No29) тому подтверждение, как и элемент, венчающий очелье наличника и оклад двери.
При организации входа в дом, при организации крылечка и распашных дворовых ворот, при решении общего декора крестьянских изб древние, деревянных дел мастера решали сложнейшую задачу – найти красоту в функциональности формы. И задачу эту они решали блестяще – о чём говорит непреходящий интерес к деревянному зодчеству минувших веков у нашего современника.
В.А.Урусова