О деревянном декоре мезонина. О выпускных слуховых окнах русского деревянного дома.

О мезонине Архитектурное наследие

Мезонин, неполный верхний этаж над средней частью дома, в России получил особо широкое распространение в домостроении ХIХ века.  Архитектурно-художественная ценность особняков с деревянным мезонином в Павлове рубежа  ХVIII –ХIХ вв., обусловлена разнообразнейшим декорированием балконов мезонинов – заметного украшения главных фасадов.

В каменной и деревянной архитектуре села Павлово в ХIХв.  мезонин чаще всего был атрибутом особняков людей состоятельных: Ф.М.Варыпаева, В.Г.Князева, В.И.Первова, Белозёровых, Вилковых, Щёткиных, Вагиных, но встретишь в исторической части города мезонин на жилом доме обывателя с достатком куда более скромным.

Мезонин – затея не русская (в переводе с итальянского – mezzanino – полуэтаж).  В 1809 году в России публикуется серия образцовых проектов, по которым предписывалось производить каменную городскую застройку улиц. Среди прочих проектов, были варианты особняков с мезонином под треугольным фронтоном двухскатной кровли. Мезонин, популярный в архитектуре столиц и провинции в ХIХ веке, в последующем веке — ХХ-м, полностью утрачивает актуальность. В нынешнем, же ХХI-м веке, рядовому жителю российской провинции, вообще не знакомо такое конструктивное решение коттеджа, когда крышу разрывает надстройка, под собственной кровлей.

Жемчужиной улицы Стрелецкой по сей день является здание второй половины ХIХ века – дом Ф.М.Варыпаева (смотри No22). На каменный первый этаж поставлен сруб второго этажа, обшитый и декорированный наличниками с треугольными фронтонами, угловыми доскам с накладными элементами и мощным карнизом. Роскошным завершением объёмно-пространственной композиции этого особняка стал представительный высокий деревянный мезонин, балкон которого венчает арочный фронтон, опирающийся на сдвоенные резные столбики. Протяжённость боковых фасадов мезонина такова, что на них убирается по семь оконных проёмов.

Продолжая разговор о мезонинах в полукаменном строительстве, упомянем о доме No32 по улице Новикова (смотри No21). Мезонин этого дома представляет собой не обшитый доской сруб, как впрочем, не обшит и второй бревенчатый этаж и не оштукатурен кирпичный первый этаж. Вероятно, не столь богат был хозяин этого дома, как скажем Ф.М.Варыпаев — его полукаменный особняк на ул.Стрелецкой,1 – зеркало достатка и успешности предпринимателя. Мотивация для того, чтобы обшить сруб в ХIХ веке была отнюдь не утилитарной – декорируя сруб, домовладельцы демонстрировали свой достаток, стоимость украшения иногда составляла четверть стоимости дома. Деревянный декор особняка на ул.Новикова,32 не академичен, но органичен — резьба деревянного второго этажа и мезонина радует глаз даже искушённого ценителя русского зодчества. Неширокий главный фасад (в четыре окна) благодаря немалому по габаритам мезонину, представляется глазу прохожего высоким в контексте одноэтажной застройки улицы. Едва ли в деревянном зодчестве Павлова насчитаешь пяток балконов, сохранивших балясины в технике пропильной резьбы – на доме No32 уцелело лишь несколько подлинных балясин времён его постройки. Под карнизом – сдвоенные кронштейны, в технике той же сквозной резьбы; наличники строги, лаконичны. А торцы брёвен сруба вызывающе открыты. Изящные резные столбики балкона этого особнячка могли бы стать достойным украшением средневекового русского терема.

Деревянные мезонины возводились не только в деревянном домостроении. Примеры деревянного мезонина на крыше каменного особняка встретишь в историческом центре Павлова и в наше время. Например, в застройке южного склона Спасской горы, на улице Луговой, доминирует каменный, двухэтажный жилой дом под No21.  Балкон его деревянного мезонина время пощадило (смотри No26). Просматривается этот дом издалека – при спуске с Кузнечного съезда, краснокирпичные одежды этого особняка, изящные столбы навеса над балконом мезонина тормозят взгляд, напоминая о веках минувших.

Мезонин каменно-деревянного дома No33 на улице Конопляной (смотри No25) утратил балкон, который не мог не существовать, об этом говорит сохранившийся дверной проём на главном фасаде мезонина. Фасад же ещё хранит следы деревянного декора в обкладке проёмов, под карнизом, при решении углов, перекликаясь с изысканным оформлением фасадов деревянного этажа.

Говоря о традициях при оформлении выпускных слуховых оконцев чердачного помещения деревянного дома, нужно заметить, что зачастую они напоминают в своей фронтальной части мезонин в миниатюре с непременной балюстрадой мини-балкончиков под мини-навесами (смотри NoNo9-11).
Чердачное оконце, выступающее вместе с боковыми стенками и своим покрытием из основного объёма крыши, приобретало в каждом индивидуальном случае форму и декор в соответствии с задумками исполнителя и пожеланиями владельца дома. Благодаря разноликости выпускных окон (в быту именуемых «гулянками»), силуэты древних улочек приобретали неповторимые очертания.

Фольклорное направление неорусского стиля, с его традиционными народными архитектурными традициями, получило отражение в появлении килевидных форм выпускного окна NoNo6-8.

Выпускные оконца, помимо утилитарного назначения, вентилирования чердачных помещений, были прошедшие века несомненным украшением крыш – и были они зачастую сдвоенные, с радиальным или лучковым завершением, со сложной расстекловкой и в богатом резном уборе.

Традиция украшать вальмовые крыши выпускными слуховыми окнами с непременным стремлением по своему разумению обогатить их силуэт и декор, видится и в наши дни в застройке спальных районов города.

В.А.Урусова

Старший научный сотрудник МБУК «Павловский исторический музей», член общероссийской организации «Союз архитекторов России», фотограф, художник...

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
PavlovoHistory
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

error: Content is protected !!
Adblock
detector