180 лет назад в России была открыта первая фотомастерская

180 лет первой фотомастерской Новости

В 1840 году в Москве полиграфист Алексей Фёдорович Греков открывает первый в России «художественный кабинет» по изготовлению фотографических портретов «величиной с табакерку».

Изобретение первого практического способа фотографии принадлежит французу Л.Дагеру. В дагерротипии светочувствительным веществом служил йодид серебра.
В России первая дагерротипная съёмка датируется 1839 годом – снимок строящегося Исаакиевского собора в Петербурге. Он же первым в России стал выпускать дагерротипные снаряды – фотоаппараты. В 1890-е годы в России насчитывалось около 800 фотографических заведений. К 1900г. значительно выросло количество российских и зарубежных фирм производящих фотокамеры.
В Нижнем Новгороде к началу прошлого века насчитывался не один десяток мастеров художественной фотографии (фото No 1- 8).
Наиболее выдающимися из них являются А.Н.Карелин и М.П.Дмитриев

 

Карелин Андрей Осипович (1837 – 1906) считается основателем жанровой и постановочной фотографии. Он родился в Тамбовской губернии в семье крестьянина.
Десяти лет был отдан на обучение к иконописцу, а в девятнадцатилетнем возрасте поступает в Петербургскую Академию художеств и в 1864г. получает звание свободного художника. В Нижний Новгород он приезжает в 1866г. и открывает в 1869г. на Осыпной улице мастерскую «Фотография и живопись». В 1870-е годы – участвует в фотографических выставках в Вене, Париже, Филадельфии. В Эдинбурге — получает высшую награду – золотую медаль. В 1876г. ему присваивают звание фотографа Императорской Академии художеств. В 1870-1880-е годы Карелин подготовил несколько выпусков художественного альбома «Фотографии с натуры» и в 1880г. стал действительным членом V отдела Императорского Русского технического общества по светописи и её применениям, публикует статьи в журнале «Фотограф».  В 1885г. Карелин награждён медалью V отдела Императорского Русского технического Общества «За отличное и художественное исполнение фотографических снимков и за прогрессивное усовершенствование своего дела».

М.И.Кондратов с сыновьями Алексеем и Василием, невесткой Прасковьей и внуками. Фото М.П.Дмитриева, ок.1900г. Павловский исторический музей
Фото №9 М.И.Кондратов с сыновьями Алексеем и Василием, невесткой Прасковьей и внуками. Фото М.П.Дмитриева, ок. 1900 г. Павловский исторический музей.

Дмитриев Максим Петрович (1856-1948) переезжает из Москвы в Нижний Новгород в 1874г. Изначально Дмитриев работает в фотопавильоне «Дмитриев и Галин», в фотомастерской у Карелина он служит фотографом-лаборантом. С 1886г в Н.Новгороде открывается салон «Новая фотография М.Дмитриева». Основной темой его творчества становится бытовая съёмка. Дмитриев работает над тематическими циклами: «Семёновские ложки», «Кулебакские и выксунские рабочие», «Старообрядцы керженских лесов»…  М.П.Дмитриев – участник многочисленных российских и зарубежных выставок – во Франции, Германии, Англии, Голландии, США…

1892г. – удостоен золотой медали на выставке в Париже в номинации профессиональной художественной фотографии. С 1894г. начинается его десятилетний труд — фотосъёмка архитектурных и исторических памятников Поволжья от истоков до устья.

1886-1929 семья Дмитриева проживала на ул.Осыпной  – ул.Пискуна, 9 (в доме, где располагался салон) – «…фотопавильон занимал весь второй этаж каменного белого дома…».  В 1929г. фотосалон на ул.Осыпной был национализирован, национализировано было 7000 негативов из архива Дмитриева, многие из которых на данный момент утрачены.

С 1992г. в Нижнем Новгороде на улице Пискуна, бывшей Осыпной, в здании, где некогда творили эти выдающиеся фотохудожники, сейчас образован Русский музей фотографии.

Фонды Павловского исторического музея и частные архивы жителей Павлова сохранили сотни фотодокументов рубежа ХIХ – ХХвв. В основном – это портреты.

Прежде всего, это портреты семейные: фабрикантов, купцов да состоятельного крестьянства (фото No 9-10).  Не менее интересны групповые портреты, демонстрирующие бытовые моменты (фото No11-12).  Самым распространённым видом фотопортрета стал – портрет одиночный. Мужской, женский, детский портрет (поясной или в полный рост) наиболее ярко отражал личностные качества натуры (фото No13-14). А вот в портрете камерном, парадном акцентировалось внимание на социальном положении человека.

Только с появлением фотографии, групповые портреты (с более чем полусотни участников) – становятся явлением рядовым — они не столь трудоёмки, как групповые станковые портреты живописцев прошлых веков (фото No 15).

Национальным достоянием русского народа можно с полным правом назвать не только творчество выдающихся мастеров светописи М.П.Дмитриева и А.О.Карелина – не менее ценны работы многочисленных мастеров любительской фотографии начала прошлого века, они бесчисленны, хотя авторство иных уже не установить.

Торжественное заседание Нижегородского Губернского Присутствия. 19 февраля 1911-й г. Из личного архива Н.И.Винокурова, дер..Завалищи.
Торжественное заседание Нижегородского Губернского Присутствия. 19 февраля 1911-й г. Из личного архива Н.И.Винокурова, дер..Завалищи.

Фотографическое наследие для историков и всех тех, кому не безразличны истоки и туманное прошлое прадедов — бесценное хранилище памяти о веках минувших.

Вера Урусова

Используемая литература:

«Нижегородская фотография 1843-1917» – Нижний Новгород 2006 г.

В.А.Урусова

Старший научный сотрудник МБУК «Павловский исторический музей», член общероссийской организации «Союз архитекторов России», фотограф, художник...

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
PavlovoHistory
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

error: Content is protected !!
Adblock
detector