Кованый декор балконов

Балкон на ул.Нижегородская, д. 3, Нижегородской области Архитектурное наследие

Ограждения и кронштейны балконов в каменном домостроении села Павлово – это ещё один пример использования металла при решении архитектурных задач в строительстве. До наших дней дошло менее десятка вариантов кованых балконных ограждений дореволюционного периода, но даже сохранившиеся экземпляры позволяют судить о качественно высоком, в художественном плане, уровне исполнения данной металлической атрибутики как рубежа ХIХ-ХХ вв., так и более раннего периода.

Самыми древними, пожалуй, можно считать кованые элементы балкона дома Князева (ул. Ломоносова, 25) – постройка дома датируется 1804-м годом. Восемь кованых кронштейнов, не менее полутора метров высотой, в нижней своей части имеют большого диаметра завиток. Интересно видеть, что равновеликие по размеру кронштейны в части завитка в пропорциях не повторены скрупулёзно кузнецом. Они едва заметно разнятся в размерах скрутки – это именно то, что сейчас называют

Фото №1. Ул. Нижегородская, 3. 2014 г. Фото автора.
Фото №1. Ул. Нижегородская, 3.
2014 г. Фото автора.

ручной работой, что всегда ценилось, и будет цениться во все времена. Где ещё вы увидите подобный пример кованого кронштейна, сработанного кузнецами первой половины позапрошлого века? Всё-таки село Павлово уникально благодаря подобной металлической атрибутике, пока ещё не полностью исчезнувшей с лица исторических улиц города.

Изумляет дом No3 на ул. Нижегородской (дом Е.Е. Алипова) наличием трёх балконов, смотрящих на три стороны света, рисунок ковки ограждений которых разнолик на удивление. Угловой балкон под башенкой, венчающей дом Алипова декоративен настолько, что ограждение балкона в верхней части заканчивается не гладким поручнем, а острыми элементами, подобными навершиям металлических заборов (фото No1). Архитектура дома Алипова эклектична, эпоха же модерна, в пору которой возводилось здание, ярко отразилась именно в металлической атрибутике. Балкон западного фасада декорирован решёткой, рисунок которой весьма типичен для модерна. Рисунок этого балконного ограждения в точности повторяется на балконе рядом стоящего дома Сиднева по ул. Нижегородской, 1 (фото No2). Самый большой по протяжённости балкон дома Алипова, смотрящий в

Фото №2. Ул. Нижегородская, 1. 2014 г. Фото автора.
Фото №2. Ул. Нижегородская, 1. 2014 г. Фото автора.

сторону Оки, также имеет в решении кованого ограждения мотивы растительного орнамента в стиле модерна, с их прихотливо извивающимися линиями (фото No3). Но в этом случае, красивая композиция рисунка секции, с красивыми акцентами в виде кованых объёмных розеток, дополняется традиционными элементами кованых оград эпох, предшествующих эпохе модерна. Появление подобного разнообразия металлического ажура на одном здании мотивироваться может как

Фото №3. Ул. Нижегородская, 3. 2014 г. Фото автора.
Фото №3. Ул. Нижегородская, 3.
2014 г. Фото автора.

причинами разновремённости их установки, так и просто прихотью хозяев дома, однако можно сказать, что общий вид сооружения не пострадал от потери единообразия оград балконов – может быть потому, что формы балконов разноплановы, и разнесены по разным фасадам здания.

Память о металлической атрибутике зданий эпохи модерна в с. Павлово хранят фотографии второй половины ХХ века. Двухэтажный деревянный дом Первовых, пожалуй, единственный среди бревенчатых домов Павлова, был обременён балконом столь тяжёлой конструкции. Не в одной плоскости, а объёмно (фото No4) было решено ограждение балкона дома Первовых (здание утрачено в пожаре в 80-е годы прошлого века). Листья фантастического растения, силуэтом напоминающие
листья тропических лиан, выполненные из листового металла, вписаны в плотный орнамент «сотканный» из металлического прутка. Рисунок металлического ограждения, его объёмно-пространственное решение, которое словно размывало границы балкона – придавали ему лёгкости, не вызывая чувства чужеродности на фоне деревянного фасада.

Фото №4. Ул. Ломоносова, н/н. Фото 1960-х годов, предоставлено Павловским историческим музеем.
Фото №4. Ул. Ломоносова, н/н.
Фото 1960-х годов, предоставлено Павловским историческим музеем.

Ещё в прошлом году жители Павлова имели возможность любоваться великолепнейшими коваными кронштейнами балкона здания Казначейства. Это здание на ул. Ломоносова, 19 (1908 г.п) ярко представляет эпоху модерна в нашем городе. Рисунок кронштейнов, как и проект здания, явно был

Фото №5. Ул. Ломоносова, 19. Фото 1980-х годов, предоставлено Павловским историческим музеем.
Фото №5. Ул. Ломоносова, 19.
Фото 1980-х годов, предоставлено Павловским историческим музеем.

выполнен по проекту архитектора в едином стиле. И кронштейны, и соединяющая их часть, закрывающая плиту балкона, великолепно прорисованы (фото No5) передавая дух модерна. Сейчас главный фасад этого памятника архитектуры, пережив многочисленные переделки в своём облике, в дополнение к прочему утратил и балкон, подчёркивающий несимметричность композиции, столь характерной для модерна. Речная панорама города, гордостью которой, является здание казначейства, стала беднее из-за потери богато декорированного балкона с чугунными балясинами, да мастерски выкованными павловскими кузнецами кронштейнами.

Кованым было ограждение балкона доходного дома Смирнова (ул. Куйбышева, д. 3) – сейчас оно имеет вид плачевный, а по тому, что осталось трудно судить о его художественной ценности. Утрачена также кованая ограждающая решётка лестничного марша, ведущего в обширные подвалы этого дома.

Балкон главного дома усадьбы Подшибихина на ул. Куйбышева, 8 (долгое время в здании располагался паспортный стол) сохранил интересующее нас кованое ограждение (фото No6), геометрический рисунок которого разнообразится четырьмя вариантами кованых объёмных розеток,

Фото №6. Ул. Куйбышева, 8. 2014 г. Фото автора.
Фото №6. Ул. Куйбышева, 8. 2014 г. Фото автора.

размещённых в ключевых композиционных точках. Наиболее хорошо сохранились розетки с шестью острыми изогнутыми лепестками – пара лепестков легла на стойку, две пары других визуально служат объединяющими элементами секций решётки. Розетками меньшего размера отмечены центры секций решётки. В нижней части решётки розетка имеет вид объёмно выполненного цветка, напоминающего розу. Все розетки данной балконной решётки дополнены по центру деталями более мелкой пластики, делая их более похожими на живые оригиналы. Угловые стойки ограждения балкона – витой пруток – благодаря этому вид их не утяжеляет зрительно общую конструкцию балкона. Данное балконное ограждение – достойная работа надо полагать местного кузнеца – заслуживает уважительного к себе отношения, а уважение можно проявить, сохранив, продлив жизнь этому металлическому украшению кирпичного здания прошлого века.

В.А.Урусова

В.А.Урусова

Старший научный сотрудник МБУК «Павловский исторический музей», член общероссийской организации «Союз архитекторов России», фотограф, художник...

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
PavlovoHistory
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

error: Content is protected !!
Adblock
detector