Дымники – декоративные завершения дымовых печных труб не могли не стать объектом декорирования, поскольку их местоположение для обозрения весьма выгодно, ну, и зависимо по достатку каждый домовладелец украшал трубу – утилитарно оправданную доминанту жилого строения по мере возможности.
К сожалению, прошлый век унёс всё разнообразие Павловских дымников уже к 80-м годам. Имеющиеся в городе образцы являются слабым напоминанием о том чуде изысканной красоты в металле, которое творили Павловские металлисты, колдуя над созданием этих надстроечек, да и над металлическим декором самих печных труб. Утрачены дымники главного здания усадьбы В.И. Гомулина – архитектурной достопримечательности нашего города. Композиция навершия дымовых труб главного здания усадьбы строилась из четырёх обручей поставленных на ребро, соединённых в центре вертикальным элементом. При воссоздании в конце прошлого ХХ века этих красивейших примеров металлической атрибутики гражданской архитектуры, они не обрели вид первоначально имевший место, а получили формы статичные – словно приплюснутые, приземистые треугольные фронтончики на печных трубах, даже продублированные просечным железом, смотрятся плоскими, а не парят над кровлей – в этом же вообще замысел сооружения подобных декоративных надстроек дымовых труб. В этом видится отношение к памятнику культурного наследия – нежелание или неспособность реконструировать красивейший атрибут (казалось бы, чего проще – повторить его), подменяя жемчужину на что-то тривиальное из оцинковки. Интересно, но дымники сейчас не популярны в Павлове – не столь уж просто достойным образом обыграть трубу, чаще нынче печные трубы завершают мини-крышами элементарной конструкции, не заморачиваясь на разработку деталей и усложнение конструкции. А как красиво смотрелись дымники на крышах старого села… И нет ни одной старинной фотографии с видами древних улочек села Павлово, где не мелькают, перекликаясь друг с другом дымники, обогащая общую картину силуэта улицы (фотоNo1).

Фото конца ХIХ в., предоставлено Павловским историческим музеем.

Фото середины ХХ в., предоставлено Павловским историческим музеем.
Силуэты павловских дымовых труб поражают формой (фото No2), настолько эксклюзивным представляется их вид, что трудно представить, что где-то возможно их повторение. Рассматривая фото здания, ныне утраченного, с интереснейшим по форме решением печных труб, понимаешь, что сносимые здания даже рядовой застройки в историческом центре города уносят с наших улиц то, что называется обучающим пространством для тех, кто идёт за нами. И конечно легче заменить старое, чем сохранить – это всегда было проблемой культуры материальной. Вызывает уважение отношение к архитектуре прошлого в городах Европы, где запрещена реконструкция фасадов зданий исторических центров возведённых до 20-х годов прошлого века – а, скажем в нашем городе, где застройка центра датируется позапрошлым веком, и даже более ранним периодом – позволены абсолютно все акты вандализма.

1981 г. Фото автора.
Те немногие, характерные для Павлова раритеты металлической атрибутики, которые удалось сфотографировать в 80-е годы ХХ века (фото No3) показывают их ветхость. Дом No4 на улице Конопляной к тому времени сохранил дымник лишь одной из трёх печных труб. Сама кирпичная труба имела трёхчастное деление – основание более широкое, средняя часть зашита металлом с чеканным изображением цветка, верхняя часть трубы имеет уширение,

дом А.А. Завьялова.
Фото 60-х годов ХХ в.,
предоставлено Павловским историческим музеем.
заканчивающееся навершием из просечного металла. Более богатый декор можно видеть на средней части трубы дома А.А. Завьялова по ул. Профсоюзной – в технике чеканки выполнено изображение вазы (фото No4). В Павлове вазы в камне являлись часто встречающимся элементом декора угловых тумб крыш, столбов ворот и как видим чеканные изображения ваз, также находят место и в металлической атрибутике жилых домов. Ваза имеет сложное чеканное обрамление, но верхняя часть трубы, сложного профиля в сечении лаконично завершена полосой из просечного железа, повторяя контур квадратной трубы. Подобное декорирование печных труб было словно декорацией, подготавливающей к появлению того, для чего трубы возводились – дым был словно дополнение к такому мини-спектаклю – черный, белый, стелящийся или поднимающийся столбом в морозы. А как же играл дым, играя в кружеве пирамидки из просечного металла (фото No5). Восьмигранная звезда на трубе дома No35 на ул. Таремской, смотрится розой ветров. А витиеватое чудо, над стилизованным под крышу навершием, декорировано элементами, напоминающими шипы диковенного, экзотического растения – и как же не представить, что огонь заставляет корчиться это растение окутанное дымом.
На крышах современных жилых домов уже не увидишь чудо-дымников, это не популярно нынче, что ли? Что очень странно для города, где готовят большое количество специалистов по обработке

Фото 60-х годов ХХ в.,
предоставлено Павловским историческим музеем.
металла. А здорово было бы увидеть студентам нашего техникума, готовящего художников по металлу, свои дипломные работы на крышах домишек исторической части города.
Красивыми дымниками украшались, надо полагать, дома состоятельных горожан в городах и сёлах России. В Павлове, громаднейшем селе (вряд ли существовало в тогдашней России ещё одно такое громадное село, свыше 10.000 чел.) – в ХIХ веке, в пору капитализма был бум строительства, и работал в селе не один десяток умельцев-металлистов – это всё и обусловило появление в массовом порядке красивейших дымников на крышах особняков и просто одноэтажных, рубленных домишек. Тех дымников, прежней работы, уже не увидишь даже на крышах архитектурных достопримечательностей нашего исторического города – ни гуляя по ул. Красноармейской на особняках П.В. Щеткина (здание ресторана «Русь») и В.И. Гомулина (здание Павловского исторического музея) , или ул.Куйбышева на доме Подшибихина (здание паспортного стола).
Выхолащивание, очищение от исторической памяти пространства улиц исторического центра Павлова не может не огорчать, как огорчает неспособность воссоздать (просто продублировать) – утраченное совершенство металлической атрибутики, которое имело столь массовый характер.
В.А.Урусова