Глухой дощатый забор дома в старом селе Павлово сменялся кованым ажуром, когда дело касалось палисада. На улочках, бывших в ХIХ веке окраинными можно и сейчас увидеть эти из тонкого профиля ограждения – к металлу отношение, вероятно, было бережливое. Кованые заборчики города металлистов стоят ныне часто заброшенными, с полуразрушенными кирпичными бордюрами, которые в иных случаях пытаются штукатурить. И в таком заросшем травой виде – что понимаешь – эта рукотворная красота в металле не нужна уже ни хозяину палисадника, ни благоустроителям, которые не уполномочены эту жемчужину в пыли замечать.
Строй металлических заборчиков прошлых веков отличен от размашисто-металлоёмких современных кованых ограждений закрывающих открытое пространство перед жилым современным домом. В первую очередь элементы металлических заборчиков в прошлом делались из более тонкого прутка и толщина их варьировалась. Кузнец словно играл с каждым элементом, будто это не металл, а мягкая глина, и уже затем соединял их в узор. В чисто геометрические орнаменты не редко вплетались элементы растительного характера. На фото No1 – заборчик венчают листья какого-то диковенного растения, которые поддержаны композиционно во втором ярусе элементами в виде лепестков.
Завитки из тонкого квадратного профиля – словно усики вьющегося растения. А завершение стоек – металлические шары – будто почки, готовые вот-вот, распуститься. Данная решётка имеет насыщенный плотный рисунок и в этом отличие её от современных ограждений – расстояние между элементами оград нынешних обуславливается в большей степени целесообразностью (100-150мм). Элементы ограждения соединялись раньше с помощью хомута, клёпки или с помощью кузнечной сварки. Рисунок решётки разнообразили применением накладных элементов сделанных в технике чеканки (фото No2). Круглые чеканные элементы в средней части заборчика смотрятся очень
органично, композиция строго выверена – ничего ни прибавить, ни убавить. На фотографии No3 ограда палисада имеет так же плотной рисунок, а спиральный завиток, как элемент решётки, преподнесён в шести вариантах, но это не напрягает глаз – зеркальные же расположения иных элементов в плоскости решётки создают ещё более богатую картину.
Не намного, но более массивными выглядят столбики заборчиков, как правило, квадратного сечения, с непременными венчающими элементами в виде шаров или заострённых наверший.
В конце ХIХ века в культуре России твёрдо занимает позиции модерн.
Особняки богатейших предпринимателей села Павлова строящиеся в то время в модном стиле – дом А.М. Теребина на ул. Крупской, 10, дом В.М. Теребина на ул. Крупской, 22, дом И.И. Пухова на ул. Речной, 26 – получают и металлическую атрибутику в соответствии с духом эпохи модерна. Рисунки кованых решёток палисадов этих трёх особняков абсолютно схожи. Решётки ограждений двух особняков (ул. Речная, 26 и ул. Крупской, 10) сохранились в том виде, который позволяет судить об их особенностях и достоинствах. На фотографии No4 фрагмент решётки дома И.И. Пухова. Как мы можем видеть, эти кованые решётки эпохи модерна разительно отличаются от тех примеров решёток, что рассматривались нами выше. Например, уходит из рисунка решётки та плотность размещения элементов решётки, характерная для середины ХIХ века – рисунок решётки уже не напоминает
узорочьё тех оград. Ограждение палисада формируется секциями, имеющими законченный рисунок. Металлический профиль берётся более массивный, и по центру секции ограждения дома на ул.Речной вводится декоративный элемент из металлического листа. Прежними остаются способы соединительного крепежа, да завершающие элементы стоек – железные шары – они являются ключевыми элементами в композиционном строе рисунка секций.
На рисунке художника И.Ф. Гришаева запечатлена улица Кузнечная. В правой части рисунка видим когда-то имевший место быть кованый декоративный заборчик, который, как и ограждения палисадников имел назначение скорее декоративное, будучи не более метра высотой с плотным по рисунку кованым узором. Такое же ограждение примыкало к зданию бывшей Школы рабочей
молодёжи (пер. Луначарского, 8) с южного фасада. Секции этих ограждений крепились между оштукатуренными кирпичными столбиками, аналогов которым я больше нигде не встречала – это овальное завершение. Массивные, квадратные в плане столбики и лёгкий ажур кованных решёток не диссонировали, а на контрасте подчёркивали друг друга. Канула в Лету та красота, но как всё прекрасное, созданное человеческим гением, будет помниться пусть даже сохранённое в рисунках и фотографиях.
Гуляя по историческим улицам Павлова нельзя не увидеть металлического кружева палисада крашенного серебрянкой на ул. Большой прогон, 27, рассыпающихся звеньев кованного ограждения красивейшего дома No47 на ул. К.Маркса, скромненьких, зарастающих травой секций забора палисада полуразрушенного дома на пересечении улиц Ломоносова и Красноармейской. Владельцам домиков с уже редкими для нашего города коваными оградами палисадов нужно понимать, что они владельцы редких по нынешним временам железных атрибутов жилого дома, что это штучный товар, что не нужно красить в дикие цвета благородный металл – удостойте его чести быть покрашенным в чёрный цвет (родной цвет эпохи его создания). А если вы не можете реставрировать свой «антиквариат», сделайте доброе дело – сфотографируйте его, чтобы память о нём не ушла вместе с его утратой.
Можно подолгу рассматривать творения местных кузнецов, потому, что труд прикладывался в работе немалый, а талант местным мастерам отсыпан был рукой создателя полновесно и щедро.
В.А. Урусова