Металлическая атрибутика жилого русского дома являет собой большой пласт народной культуры и искусства. Однако прикладное искусство деревянного толка в русском домостроении куда более популярно, нежели, шедевры железной атрибутики. А в Павлове, если взять только водосточные трубы – уже ясно, насколько глубоки корни этого явления, насколько высок профессионализм народных мастеров по металлу, творивших изделия художественной ценности, насколько непреходяща их ценность в наши дни.
Ещё можно видеть водосточные трубы рубежа прошлых веков на домах улочек города, но они уже наперечёт. Водосточные трубы разрушает неумолимо ржавчина, и лишь фотографии из частных и музейных архивов скоро будут знакомить наше подрастающее поколение с этим удивительным миром
красоты в металле, которую творили для людей умелые руки живущих задолго до нас в этом городе.
Нынешние водосточные трубы из оцинковки и пластика в верхней части заканчиваются водоприёмной чашей – в старину чаша увенчивалась короной, букетом, бордюром – трудно подобрать слово, чтобы обозначить эту живописную надстройку. В некоторых случаях – это сложные пространственные композиции из просечного металла (фото №1 и фото №2) в виде букетов, которые словно обёрнуты не в лист жести, а в подарочную бумагу со сквозным орнаментом – так легки на вид эти композиции. Эти водоприёмники и решены их творцами в виде ваз на тонкой ножке, подобные композиции из металла были немаловажными угловыми акцентами для простейших по конструкциям крыш. Уж совсем, фантастически, выглядит завершение водоприёмной чаши на фотографии №3 – композиция из полукружий и завитков органична, легка и уже не имеет характера растительного. Завершение водоприёмника дома №14 на ул. Шмидта (фото №4) напоминает королевский венец со слегка вывернутыми наружу лепестками (просечное железо), который является завершением сложной в несколько уровней композиции из горизонтальных и вертикальных элементов выполненных в технике чеканки.
Элемент, соединяющий трубу, проходящую вдоль угла дома, с чашей, располагающейся под углом крыши, оформлялся особенно тщательно. Был этот элемент в виде многогранной или даже квадратной трубы в сечении, которая расширяясь в верхней части, украшалась орнаментом в технике чеканки, не повторяющемся в каждом новом случае. Чеканка – получение рельефных изображений на листовом металле, выполняется ударами особым молотком по чекану – инструменту, имеющему вид зубила, рабочий конец которого затуплен или закруглён. Места присоединения этого составляющего элемента к основной трубе и водоприемнику декорировались, как правило, просечным металлом, на манер узорчатых лепестков, либо красиво декорированным хомутиком.
Наособицу декорирована водосточная труба на ул. Чапаева (фото №5). Квадратная в плане чаша водостока украшена не просто орнаментом из просечного железа, её венчает композиционно выстроенный сложный узор в металле с акцентом на углах водоприёмника. Классические архитектурные профили (обломы) традиционные для архитектуры в камне и пусть даже в дереве – в вышеупомянутом примере представлены в металле (обратная выкружка) – придавая декору классической строгости, ясности и завершённости. Чеканный орнамент водосточной трубы спокоен и не навязчив, но без него не было бы той целостной картины красочности, которая делает водоотводную систему достойной украшать
даже усадебные дворянские строения. В статье вообще рассказ идёт о красивейшей металлической атрибутике деревянного жилого дома – самого часто встречающегося жилища Павлова рубежа
прошлых веков, но нельзя не учитывать, что подобная атрибутика – не дёшева, и скорее для каменных зданий она наиболее пристала, как например, для дома Коминых на ул. Заводской (фото №6).
Для жителей Павлова, знакомых с секретами металлообработки, прикладное искусство украшения водосточных труб шедеврами в металле, низведённое до обыденности, было лишь одним из доступных способов украсить свой дом. А для жителей, скажем Городца такое явление как навершие водосточной
трубы – это явление редкое и уже забываемое, поэтому мы видим, что на доме в усадьбе Г.А. Колотилова (г. Городец) воду направили не в водоприёмную чашу, а в её навершие, отчего вся система стока скособочившись изогнулась и назначение венчающего декора потеряло смысл.
Сложные конструкции декора водостока не могут быть оправданы функциональной необходимостью, поэтому не устаёшь удивляться тому художественному чутью мастеров по металлу творивших архитектурную среду Павлова, когда обыденная водосточная труба в их руках превращалась в изысканную архитектурную деталь фасада.
В.А.Урусова