Окна – очи дома, могут быть главным украшением его, либо превратить жилую постройку в унылое сооружение, напоминающее своим видом сарай. Именно поэтому так красочны резные оконные наличники павловских изб и столь велико разнообразие наличников каменных строений исторических улиц старого села. Оконные решётки, выполняя утилитарную функцию, служили дополнением в декорировании оконных проёмов, хотя нужно признать, что в Павлове ставни были, судя по старинным фотографиям, более распространены, нежели решётки.
Решётки нынешние на домах павловских улиц отличает массивность, зачастую несоразмерность масштаба рисунка по отношению к общему архитектурному строю и часто дилетантизм при их проектировании. Общее же впечатление нынешние решёточки производят печальное – словно оконце затянула паутина. Видели такие решётки? Четверть круга в углу оконного проёма и от него разбегаются лучи – право же – наскальные рисунки ХХ века. Рукотворное совершенство в металле
кузнецов ХХI века можно видеть сейчас чаще в спальных районах города, причём, как правило, решётки заполняют всё пространство оконных проёмов – сравните со старинной решёткой на
ул. К.Маркса, н/н (фото No1). Эта решёточка проста и изящна. Она крепится к боковым откосам оконного проёма, снизу имея зазор от нижней части оконного проёма сантиметров на 15-18 и не менее чем за 25 сантиметров от лучковой перемычки заканчивается острыми навершиями. Из тонкого прутка, без особых затей – решётка не берёт на себя излишнего внимания – она не акцентирует на себе внимание, а дополняет оформление окна, делая это оформление значительнее и богаче вкупе с обрамлением из тёсаного кирпича да белокаменным замковым камнем.
В Павлове сохранилось несколько образцов церковных решёток.
Оконные решёточки павловских церквей однотипны и характерны именно для храмовых строений, как русских, так и европейских. На чёрно-белой фотографии 1981 года (фото No2) мы видим решётку окна алтарной части церкви Св. Вознесения. В рисунке решётки подобного типа применяется лишь один элемент. Многократно зеркально повторяемый, каждый
последующий элемент крепится к предыдущему в местах стыка с помощью хомутов. Благодаря сложной ступенчатой форме составляющих элементов (единого рисунка) – решётка не смотрится скучной, несмотря на монотонно повторяющийся рисунок по всему полю решётки. Размерность шага ступени и их количество разнилось в каждом отдельном случае. Сравните решётку Вознесенского храма с решёткой на доме No9 на улице Красноармейской (фото No3). Составляющий элемент решётки небольшого дворового оконца имеет более частый ритм ступенчатого рисунка. Сейчас уже не скажешь, перенесена ли эта решётка с какого либо разграбленного павловского храма или изначально была установлена здесь, предохраняя стекла оконца. Интересно, что рассматриваемые окна – церкви и жилого дома – имели ещё и ставни. Рассмотрите фотографии No2 и No3, на них видны закладные подставы, на которые навешивались полотна ставен. Именно такие свидетельства, как сохранившиеся во множестве на зданиях прошлых веков металлические закладные подставы для тяжёлых металлических ставней – говорят о популярности их использования в каменном строительстве села Павлово. Металлические элементы, заделываемые в кладку, – подставы, пробои – имели в заделке раздвоенное окончание с отогнутыми в разные стороны концами, благодаря чему выдернуть их из стены было невозможно.
Иногда под подставы для большей прочности крепления закладывались в кирпичную кладку крупные блоки камня с вытесанным в них пазом, отвечающим форме хвостовой части подстава. Белокаменные блоки, например заложены в кирпичной кладке для подстав под оконные ставни и двери-ставни в зданиях усадьбы купца В.И. Гомулина (ул. Красноармейская, 6).
Деревянные ставенки на домиках старого Павлова можно видеть теперь лишь на фотографиях прошлого века. На одной из фотографий датируемых 60-ми годами ХХ века из альбома П.А. Кузнецова, хранящегося в Павловском историческом музее – улица Маяковского, двухэтажный рубленый дом, распахнутые ставенки первого этажа. Нет уже не только тех ставней – того дома нет. Металлические ставни более долговечны и ещё какое-то время будут создавать в историческом центре Павлова атмосферу старины и преемственности веков.
Поднимаясь с Нижегородской улицы по Максимовой горке на улицу Красноармейскую, обратите внимание на дворовый фасад дома Маклакова (ул. Нижегородская, 12), где на втором этаже этого двухэтажного кирпичного дома можно увидеть распахнутые железные ставни. Закладные подставы для ставней окон первого этажа главного фасада видишь на доме No5 улицы Елизарова. Два окошечка
первого этажа дома No11 по улице Ленина сейчас украшают металлически ставни современного толка, на фотографиях же прошлого века эти окна забраны в глухие ставенки.
История, более чем вековая глядит на нас, ежедневно проезжающих мимо дома No1 по ул. К.Маркса. Те, кто спускается с нагорной части на Низ, даже за толстым слоем грязи может разглядеть маленькое окошечко закрытое железным ставнем (фото No4), сработанным павловским кузнецом в ХIХ веке, о чем говорит кирпичная лучковая перемычка окна. Кузнечная улица постепенно утратила всю металлическую атрибутику домов её составляющих. Лишь это последнее напоминание – в виде крошечного ставня, с любовью и мастерством изготовленного местным умельцем рассказывает о той поре, когда Павлово было уникальным для Нижегородского края. Уникальность Павлова состояла в том, что заселённое мастерами металлистами, село имело все мыслимые из металла украшения на избах, домах, особняках – и которые выкованные, либо в чеканке, либо из просечного металла по разумению своему да по великому умению творили павловские художники по металлу.
В.А.Урусова