Искусство резьбы по дереву является самой древней художественной техникой. Предметы из дерева, издавна украшались резьбой, которая не служила практическим целям. В наши дни подобная художественная резьба – очень дорогое удовольствие, но лет семьдесят назад в каждом доме страны Советов можно было увидеть мебель с элементами деревянной резьбы.
Каждому временному отрезку в истории архитектурных достижений человечества от первобытного общества до эпохи современного «стилевого плюрализма» присущи свои особенности в оформлении и меблировке интерьеров. Старинная мебель – это материальный документ своего времени. До прошлого века для изготовления любых видов мебели применялась, прежде всего, древесина. Именно поэтому, из предметов, созданных рукой человека, мебель является одной из самых недолговечных – древесина подвержена гниению и горению. Образцы мебели прошлых эпох, представляющие собой произведения искусства высочайшего класса, в провинции встретишь крайне редко. Даже мебель, покинувшая дома граждан Советской поры сравнительно недавно, встретить сейчас практически не возможно.
Мебель 50-60-х годов в доме обывателя Советской глубинки не имела в ассортименте таких понятий, как «стенка», «гарнитур», «диван-кровать». Платяной шкаф, металлическая кровать, диван-тахта, посудная горка, а позднее сервант, да стулья к столу-раскладушке – обычный набор мебели рядового жилого интерьера 50-60-х годов ХХ века в СССР. Фабричная мебель послевоенного времени, массовое тиражирование её моделей, даже при добротности и качественности изделий, обезличивали предметную среду. Типовые интерьеры заполнялись стандартной мебелью. Но и при стандартизации мебели находилось место подлинному искусству, как например, ручная резьба по дереву. Поточное производство мебели в советский период имело скудный выбор декора – вставки из стекла, зеркала разнообразных форм и размеров, глухая резьба. Уцелевшие экземпляры мебели той эпохи ещё встретишь на деревенских дачах, в садовых домиках, да и просто в гаражах. Разглядывая их, внимание уделяешь, прежде всего, тем деревянным порезкам, выполненным либо на цельном куске дерева, либо на различных размеров прямоугольной формы вставках, которыми декорировались фасады мебельных фронтонов.
Витражи из прозрачного стекла были главным украшением фасадов буфетов – шкафов для посуды (фото №1). Шкафы для одежды, как правило, имели непременную зеркальную дверцу. Напольные зеркала в деревянном окладе также не обходили резьбой (фото №2). Декор спинки дивана в верхней части состоял из полочек, зеркала по центру, резных вставочек. Обнаруженные в Павлове два таких варианта (фото №3, №4) демонстрируют вычурного очертания деревянную часть спинки дивана, с явной претензией на формы каких-то неведомых классических мебельных стилей – в ту, послевоенную пору речь не шла о профессионализме «дизайна», при тотальном дефиците профессиональных кадров (стране элементарно не хватало трудоспособного мужского населения). Мебельная резьба, как любая ручная работа трудоёмка, и поэтому в массовом производстве была явлением недолговременным – к концу 60-х в предметной среде воцаряется минимализм, диктуемый законами экономии материалов и трудозатрат. Именно поэтому ценны дошедшие до нас образцы ручной мебельной резьбы того периода. Они радуют глаз разнообразием вариантов, а иногда и качеством исполнения.
Резьбу выполняли не всегда квалифицированные резчики, этим занимались, например подростки, по образцам-шаблонам многократно повторяя один и тот же рисунок резьбы. На фотографиях №5 – №13 – ряд примеров резьбы, украшавшей фронтоны шкафов, спинки диванов. На фото №14 – №15 – примеры декорирования мебельных дверок.
Нужно понимать, что эта мебельная резьба не была чем-то новым в истории мебельного искусства. В стенах Павловского исторического музея можно увидеть примеры резьбы мебели из купеческих домов (фото №16 – №18). Эта сохранившаяся мебельная резьба из богатых интерьеров качественно сложнее, более трудоёмка и, наверное, с точки зрения искусства более ценна. Мебельная же резьба 50-60-х годов не может не поражать массовостью – тем, что ручная работа в мебельном производстве была поставлена на поток. Не тысячи экземпляров эксклюзивной мебели для купеческих домов и дворцов элиты, а миллионы предметов обстановки декорировались резьбой для жилищ рядовых граждан. Искусство резчиков, а это настоящее искусство, не могло быть не оценено потомками – прошла пора мебели той поры, а люди хранят эти вынутые из корпусов мебели резные вставки.
В Павлове, в послевоенное время, как и повсюду в Советской России налаживалось производство мебели в массовом порядке. На ул.Куйбышева, в доме №27 располагалась мебельная фабрика «Искра» (директор А.Т.Чагин). В Чулкове и Вареже кооперативами производились сундуки (до Постановления в 1956г. « …о прекращении деятельности промысловых коопераций») . Сундуки, заменявшие нашим предкам платяные шкафы, насчитывают в истории человечества несколько веков, а иные из нас до сих пор сохраняют их как память о минувшем времени.
Одно из частных производств по изготовлению мебели когда-то находилось на перекрёстке улиц Кирова и Речной, принадлежало оно Василию Михайловичу Сафронову. Этот человек – бывший кадровый военный, в судьбе которого, отразилась судьба целого поколения нашей страны. Он, являясь участником ВОВ, заведуя постановочной частью в театре им. Горького в г.Павлово, где возглавлял партийную организацию был арестован вскоре после ареста служившего в театре актера Г.С. Жжёнова в 1949 году. Вернувшись в Павлово, В.М.Сафронов наладил мебельное производство. Резьбой по дереву занимался, как впрочем, и иными производственными операциями и его сын – Валерий Васильевич Сафронов. Мебельные (столярные) цеха имели все крупные предприятия города, как например ПАЗ им. Жданова, имели цеха по производству мебели и «номерные заводы».
Столярная основа мебели к концу ХХ века подменяется материалами, более соответствующими духу времени. Металл, пластмасса, ламинированная древесно-стружечная плита на основе смол в ХХI веке окончательно воцаряются в массовом производстве мебели.
Нынешнее молодое поколение, имеет возможность увидеть декорированную резьбой мебель сер. ХХ века лишь в антураже фильмов о России советского периода. К счастью предметная среда более долговечна. Только она и напомнит о том времени, когда резьба была рядовым явлением для жилищ 50-60-х годов. Шкатулка (фото № 19) была когда-то предметом из комплекта, в который входила ещё вешалка для полотенца с полочками. Эти скромные формы бытовых вещей, украшенные резчиками более полувека назад – наше художественное наследие, как и те, ещё немногочисленные, бережно сохраняемые людьми, мебельные резные вставочки.
Вера Урусова
2020 год
Фотоматериал:
1. Посудная горка. д.Бабасово, владелец – В.М.Планкина. Фото Л.В.Урусова. 2019г.
2. Фронтон зеркала. Пос.Таремское, владелец – Д.Мочалов. Фото Д.Мочалова. 2019г
3. Спинка дивана г. Павлово, владелец – В.В.Сафронов. Фото автора. 2019г.
4. Спинка дивана г.Павлово. Фото автора. 2019г.
5. Резная вставка 17.2 х 8.2 см г.Павлово, владелец – Э.П.Яшурин. Фото автора. 2019г.
6. Резная вставка 23,5 х 9.7 см г.Павлово, владелец – К.И.Молотов. Фото автора. 2019г.
7. Резная вставка 43,0 х 9,7 см г.Павлово, владелец – К.И.Молотов Фото автора. 2019г.
8. Резная вставка 22.0 х 10,8 см г.Павлово. Фото автора. 2019г.
9. Резная вставка г.Павлово, владелец О.Шило. Фото Н.В.Барляевой.
10. Резная вставка г.Павлово. владелец О.Шило. Фото Н.В.Барляевой.
11. Фрагмент спинки дивана. г.Павлово. Фото автора. 2019г.
12. Резной фрагмент спинки дивана. Фото автора. 2019г.
13. Резьба фронтона буфета, д.Бабасово, владелец – В.М.Планкина. Фото Л.В.Урусова. 2019г.
14. Дверца буфета, д.Бабасово, владелец – В.М.Планкина. Фото Л.В.Урусова. 2019г.
15. Дверца шкафа, г.Павлово. владелец О.Шило. Фото Н.В.Барляевой. 1019г.
16. Резная стойка оклада напольного зеркала. Павловский исторический музей. Фото автора. 2019г
17. Фрагмент резного фронтона горки. Павловский исторический музей. Фото автора. 2019г.
18. Фрагмент резного фронтона горки. Павловский исторический музей. Фото автора. 2019г.
19. Шкатулка 1957г. г.Павлово. Фото автора. 2019г.