Важной составляющей деревянного домостроения в дореволюционный период российской истории была домовая резьба – роскошь, доступная для широких слоёв населения. При знакомстве с этим пластом русского народного зодчества поражает его великолепие и многообразие. Орнаментальные мотивы, имеющие историю более двух тысячелетий, в позапрошлом веке вплетались русскими мастерами в сложную композиционную канву деревянного резного декора изб. Гильош, шнур, шеврон, меандр, дентикулы, бусы, гуты, соломка и пр. Всё это названия орнаментов широко применявшихся еще в древнегреческой и римской архитектуре. Минули века. В русском зодчестве, в дереве получили воплощение древние орнаменты, став элементом, частью русской национальной культуры.
Русские избы в плане имевшие прямоугольник – такова особенность рубленых домов – приобретали неповторимый образ благодаря разнообразию декорирования окон, фронтонов, чердачных оконцев, угловых досок, широких карнизов, кронштейнов, а если уж сруб обшивался доской, то и она получала обработку в виде продольных борозд или фасок.
Подлинным достоянием нашей национальной культуры можно назвать многие объекты деревянной гражданской архитектуры старого Павлова. Ещё сохранилась местами красота деревянного Павлова, правда в очень потрёпанном временем виде. Наш город ещё пока не утратил культурные сокровища столетней и даже двухсотлетней давности ( дом Грузинцевых, 1811 г.п. на перекрёстке исторических улочек Луговой и Горького).
Сотрудниками Павловского исторического музея проводится работа по фотофиксации и зарисовке наиболее интересных объектов деревянного зодчества в нашем городе. Результатом проделанной работы явилась выставка, прошедшая в стенах музея города. Выставка явилась своеобразной экскурсией по архитектурным достопримечательностям деревянного Павлова. Демонстрируемая карта-схема исторической части Павлова стала путеводителем по тем старинным улочкам, на которых ещё можно наблюдать объекты деревянного зодчества. А островки деревянного узорочья, увы, уходят в небытие с каждым годом в геометрической прогрессии.
Рассыпается от времени изысканный, хрупкий гильош (Фото No1 – наличник дома No 41 на ул. Маяковского) – это часто встречающийся декор, которым украшали и очелье, и подол, и боковины наличников. Его можно видеть в наличниках на улицах Малая горка, 7, Заводская, 7, Красный Металлист, 8, Куйбышева, 44 и др. Гильош – древний орнаментальный мотив, имеющий множество вариантов рисунка. В России он получает воплощение в дереве, став частью нашей культуры, русской.
Но наиболее часто встречающийся орнаментальный мотив в декоре деревянного домостроения – дентикулы (зубчики, сухарики) – ряд небольших прямоугольных выступов в карнизе ионического, коринфского и тосканского ордеров. Зубчики украшают в основном карнизы русских изб – на фото No2, карниз дома No27 на ул. Куйбышева. Но они присутствуют и в других элементах оформления фасадов рубленых домов: наличниках, фризах, поясках (разделяющих этажи и ярусы), угловых досках и в декоре гулянок (ул. Красный Металлист, 51, ул. Крупской, 20, Куйбышева, 39, Малый прогон, 8 и др.). На северном побережье Средиземного моря этот орнамент воплощали и в камне и в мраморе, а на Руси – в дереве.С помощью долота орнамент из сухариков-зубчиков выполняли с малыми усилиями – простота же изготовления и объясняет их популярность в деревянной домовой резьбе.
Не менее популярен в наличниках ХIХ века орнаментальный мотив – «шнур» – ул. Чапаева, 17, ул. Кольцова, 24, ул. Новикова, 8, ул. Профсоюзная, 12, ул. Чапаева, 17, ул. Маяковского, 35 (фото No3) и др. В очельях павловских наличников встречаются композиции с имитацией провиса шнура, не редко свисающий шнур заканчивается стилизованной кистью, в иных наличниках, он, словно кант, обрамляет раму окна.
«Бусы» – рельефный орнамент, состоящий из шариков и продолговатых элементов – достаточно распространенный мотив в деревянном декоре. В доме No6 на улице Маяковского его можно видеть и на наличнике, и в обрамлении полукруглого чердачного окна. Нередко боковые тяги наличника декорируются не одним, а несколькими орнаментами (ул.Малая горка, 7), и тут бусы, имеющие ненавязчиво-скромные формы и размеры, особенно уместны для контраста при применении более вычурных форм других орнаментов.
Простая фигура – четырёхгранная пирамидка, часто встречается в сложных накладных композициях наличников – многократно же повторяемая «шляпка гвоздя» образует орнамент. (Фото No4, Фрагмент наличника веранды дома на улице 2- Новой линии.)
Применяя орнамент или раппорт (тождественно повторяющаяся часть, мотив какого-либо рисунка) русские мастера добивались того эффекта зрелищности, который не позволял прохожему пройти мимо не задержав взгляд на резном чуде.
Незначителен, казалось бы, временной период, когда были созданы финансовые предпосылки для оживлённого гражданского строительства в Павлове (2-я половина XIX – начало XXв.). Однако в этот период павловское деревянное домостроение с его удивительно гармоничным и изысканным декором получило своё наивысшее развитие. Современное деревянное жильё сдало свои позиции и уже не может соперничать с шедеврами в дереве старого села. Архитектура, с каждым веком, всё более приобретает характер наднациональный, и тем дороже наследие истинно русского зодчества.
В.А.Урусова