Деревянное домостроение в России является наследием древнерусского зодчества. В Павлове к 1897 году из 2427 жилых зданий лишь 152 было каменных и 136 полукаменных, как видите основная масса жилых домов была деревянная. Храня многовековые традиции Руси, мастера-резчики украшали фасады изб элементами народной домовой резьбы.
Главное украшение рубленых изб – наличник. В деревянной архитектуре наличник закрывает щель между стеной и оконной коробкой, также играет роль декоративного обрамления оконного проёма.
Павловские наличники поражают многообразием форм. Вашему вниманию представлены чаще всего встречающиеся наличники на исторических улицах нашего города, украшающие дома начала прошлого и конца позапрошлого века. Почти все приводимые здесь образчики наличников зафиксированы на историко-архитектурной заповедной территории единой охранной зоны (её границы утверждены решением областного Совета народных депутатов No229-м от 20.07.93 г.), за исключением тех объектов, которые взяты с улиц Новые Линии. Именуемые Новыми Линиями, эти улицы и те, что их пересекают, застраивались после вспыхнувшего в Павлове пожара в 1872 году и как можно судить по сохранившимся объектам жилой деревянной архитектуры позапрошлого века, они достойны внимания.
Оконный наличник обычно состоит из сандрика, двух вертикальных тяг (дополнительно иногда имеется контрналичник) и подоконной части.
Сандрик (надоконная часть) – это декоративная архитектурная деталь в виде карниза или фронтончика (иногда опирающегося на два кронштейна, пилястры или колонны по сторонам проёма) над оконными или дверными проёмами на фасадах зданий.
Наличник, сандрик которого украшен усечёнными четырёхгранными пирамидками с полицами (полица – нижняя, пологая часть кровли), можно увидеть на улицах: Конопляной дом No4 (фото No1), Крупской дом No22, Речной дом No17. Он имеет различные варианты подоконной части, варьируются и боковины-тяги наличников, где глухие пирамидки сменяются круглыми накладными фрагментами. Пирамидки опираются на ажурные кронштейны. Объёмы пирамидок дают глубокие тени на фасаде и доминируют над менее объёмными элементами наличника, которые представляют собой ряд сложных геометрических форм.
Наличник с фронтоном в форме усечённого треугольника, венчают изящные шпили-навершия (фото No2). Повторение элементов простейших форм, а именно бруса квадратного сечения и как в подоконной, так и в надоконной части наличника придаёт стилевое единство в целом оформлению окна. Подобного типа наличники встречаем и на улице Училищной, 5 (фото No2), и на улице Конопляной, на втором этаже деревянного ветхого дома, стены которого никогда не знали краски, и хозяева этого дома задумав его ремонт, скорее всего, уберут обветшавший декор. В этой связи земной поклон владельцам полукаменного двухэтажного дома No12 по улице Ленина (фото No3), которые ремонтируя фасады, отказались от примитивной обшивки стен сайдингом и элементарно покрыли краской наличники и деревянную обшивку фасадов, тем самым законсервировав деревянные одежды сооружения, сохранили для нас красоту и дух старинной улицы.
Хочется бесконечно рассматривать «сказочные» наличники с фронтонами, решёнными в виде уходящих в перспективу сложных по конфигурации арок. Их видим на улицах: Елизарова, дом No5, Маяковского, дом No10 и No25 (дом Клокова, являющийся памятником архитектуры – фото No4). Витиеватая прорезная и накладная резьба данного наличника в сочетании с прочим декором фасада (богато декорированный карниз, замысловатые кронштейны, филёнчатые доски закрывающих торцы брёвен сруба), создают ощущение праздника.
Уникальнейшие образцы наличника с разорванным фронтоном (фото No5) мы видим на доме Личадеева (улица Чапаева, 19) и здании Павловской художественной школы на улице Куйбышева, 7. На пилястрах наличников здании No19 по улице Чапаева присутствуют элементы ордерной системы (пилястра – плоский, прямоугольный в плане
выступ стены или столба, обычно обработанный по трёхчастной схеме опоры того или иного ордера – с основной частью, с базой, с капителью).На фасаде же здания No7 по улице Куйбышева наличники утратили пилястры, но хорошо сохранился декор имитирующий каннелюры и капители ионического ордера. Данное сооружение, имевшее надстройки по углам крыши (сохранилось на главном фасаде лишь слуховое окно) по сложности силуэта кровли практически повторяло дом Клокова (улица Речная,25).
На фото No6 (ул. Профсоюзная, 12) изображён один из множества вариантов наличника декорированного резьбой в виде кистей висящих на шнуре в один или два ряда, причём толщина шнура на представленном варианте наличника варьируется. На двухэтажном здании No35 по улице Маяковского, наличники первого и второго этажа как раз и демонстрируют два варианта решения фронтона наличника с применением данного типа накладной резьбы. На улице Профсоюзной, на наличниках здания No12 – подобная резьба, хотя сандрик имеет дополнения, как впрочем, и подоконная часть наличника. На улице Чапаева дом No17 демонстрирует очень лаконичные наличники именно с применением такой резьбы, с более скупым оформлением, но эффект от этого не меньший – они настоящее украшение фасада.
На домах улиц: 2-я Новая Линия, на Речной, 27, Малой Горке, 6, Д.Круче, 5 – тип наличника, наиболее часто встречающегося в городе и округе. Наличник дома No27 по улице Речной, пребывая в очень
ветхом состоянии, сохраняет былое величие и достоинство, несмотря на ветхость накладной резьбы.
Сочетание криволинейных форм с четкими прямоугольными деталями наличника не приводит как ни странно к диссонансу, а наоборот, задерживает взгляд на сложных разнородных элементах сандрика, который всегда доминирует в наличнике над прочими составными, заставляет понять, что перед тобой не кубик с дырками окон, а объект архитектуры, который, если изобразить в миниатюре, словно резная шкатулка, украшает собой организованное вокруг пространство.
Фотография No7 (ул. Горького, 2) демонстрирует также часто встречающийся тип наличника, а именно на улицах: Кузнечной (дом No13, No9), Ленина (дом No28), 1-Новая Линия (дом No2)…
Подкупает своей прозрачностью кружево пропильной резьбы этого наличника: полукруг сандрика, подоконная часть и особенно витиевато закрученный ажур бокового оформления окон, их перекличка с накладной резьбой сложного рисунка доводит получаемую картину до совершенства. Словно парит над окном верхняя часть наличника, выйдя на первый план за счёт выноса из плоскости оклада окна более чем на 150мм. В солнечный день отбрасываемая на брёвна сруба узорчатая тень элементов наличника придаёт объём и сложность фасаду дома.
На одной из старейших улиц Павлова – улице Крупской можно видеть роскошные образцы резьбы конца ХIХ века, на двухэтажном доме No12 (дом Раковых) – смотри фото No8, на полукаменном доме No8, на двухэтажном доме No20 ,где главный фасад пострадал от реконструкции в этом году. Эта уникальная улочка, отнюдь не длинная, собрала большое количество памятников архитектуры не только в камне, но и в дереве. Один из памятников – это полукаменный дом Теребиных (No22), выстроенный в начале прошлого века, является образчиком сочетания элементов двух стилей царивших в ту эпоху – модерна и разновидности эклектики, кирпичного стиля, столь любимого в провинции. Разглядывая фасады этого здания, можно увидеть наличники не стандартно широких окон. Красиво и уместно смотрится трёхчастное окно над парадным входом в особняк. В Павлове не часто увидишь пример широкого оконного проёма в деревянной архитектуре, но они есть (на деревянной вставке между каменными зданиями особняка и флигеля усадьбы Подшибихина на улице Куйбышева, 10).
Помимо наличников часто встречающихся на фасадах жилых домов на улицах Павлова, можно увидеть красивейшие наличники, которые встречаются в единичном экземпляре (например наличники второго этажа дома на углу Репьёва переулка и улицы Конопляной – фото No9).
Прогуливаясь по старым Павловским улочкам, оторвите взгляд от рекламных вывесок, которыми изобилует центр нашего города, и вы поймёте, что находитесь в музее под открытым небом – шедевры деревянной архитектуры в большом количестве ещё сохранило беспощадное время для нас. Лишь часть из того богатства наличников, которые украшают жилые дома Павлова здесь представлено, но даже по ним можно судить о богатейшей культуре в области деревянного домостроения нашего города.
В.А.Урусова