Старинную фотографию бывшей Стоялой улицы, которую сейчас именуют Нижегородской, хотя бы раз видел каждый житель Павлова (фото No1). Эта, уходящая в перспективу, кривая улочка — иллюстрация к истории России позапрошлого века – живет и хранит для нас бесценную память, которую утратив, мы непременно будем восстанавливать, как восстанавливаем сейчас храмовые архитектурные памятники, понимая, что жить без памяти о прошлом безнравственно.
С середины ХIХ века в архитектуре России наблюдалась тенденция рационализма, что проявилось в появлении «кирпичного» стиля, главным в формотворчестве данного стиля являлся строительный материал, из которого возводились здания – это кирпич, камень, металл. Красный керамический кирпич являлся самым распространённым строительным материалом, который был ещё и наиболее дешёвым стеновым материалом. В Павлове сейчас насчитывается более десяти улиц сохранивших сооружения данного стилевого направления, а улица Нижегородская лидирует в этом списке.
Двенадцать зданий улицы Нижегородской, возведённых до I-ой Мировой войны — свидетели истории нашего города, бывшего в конце ХIХ – начале ХХ вв., кустарно-промышленным, торговым и конечно культурным центром обширного металлообрабатывающего района. Полифункциональное назначение этой главной торговой улицы Павлова не могло не сказаться на качестве и характере её застройки , на качественно-высоком уровне её благоустройства – если поднять сантиметров тридцать асфальта, нашему взору откроется булыжная мостовая позапрошлого века (замощение 1890г.). На фото №2 можно видеть эту мостовую. Замощение было организовано, судя по фотографии, с уклоном к середине проезжей части улицы, т.е. организация отвода ливневых вод была на уровне.
Уникальность застройки этой главной торговой улицы села в том, что она формировалась в течение достаточно небольшого отрезка времени, после пожара 1872 году, в одном стилевом единстве. Застройщиками же выступали богатейшие фамилии села Павлово – Алиповы, Сидневы, Страховы, Вагины, Карачистовы, Дряхловы, Маклаковы, Сонновы, Сопляковы и это обусловило появление качественной капитальной каменной двухэтажной застройки, с богатейшим декором наличников второго этажа из тёсаного кирпича, широкими, богатыми по рисунку фронтонами, аттиками слуховых окон, кованым узорочьём парапетов. Одноэтажные и полукаменные здания ушли в небытие, а восемь из девяти зданий выстроенных в «кирпичном» стиле не сохранили красных кирпичных одежд. Можно сказать, что наружный лицевой кирпич сооружений законсервировали покраской, но почему-то не в цвет близкий к родному — терракотовому, цвету обожженной глины, а в холодные цвета, которыми обычно красят дома оштукатуренные под покраску. Без консервации наружного кирпичного слоя кладки уже не обойтись, время и агрессивная среда крушит обожженный глиняный кирпич, выборочная его замена реставраторами дело дорогостоящее для нынешних владельцев домов, поэтому единственный способ увидеть подлинное цветовое решение архитектурных памятников Нижегородской улицы — это хотя бы красить здания в цвет керамического кирпича.
Лишь один дом на улице Нижегородской, дом Сиднева, (фото No3) сохранил первоначальный облик здания, сооружённого в «кирпичном» стиле. Это здание, возведённое более ста лет назад, выстроено на уклоне и фасад со стороны Оки, имея три этажа, очень презентабелен и достойно представляет дореволюционную архитектуру самого крупного населённого пункта Нижегородской губернии (не считая самого губернского города). Окна первого и второго этажа упомянутого фасада объединены в пары наличниками, их сдержанный декор лаконичен и без особых претензий на пышность, однако держит всю плоскость фасада, строгие аттики со слуховыми окнами венчают северо-западные фасады, завершая целостность образа этого архитектурного памятника.
“Сиднев Алексей Иванович почётный гражданин г. Горбатов и Горбатовского уезда, расстрелян в 1918г. Построил дом своему зятю Алипову Ефиму Ефимовичу. Владели мукомольными заводами, внизу дома располагался амбар для хранения муки. На баржах отправляли муку в Н.Новгород и другие города империи. В д. Амачкове имели дровяную фабрику. Там же располагался их лесной участок, как называли “Сиднев лес”. Двоюродный брат Сиднева А.И. имел санаторий в г. Минеральные воды. Был не согласен, чтобы этот санаторий отбирали, когда пришли арестовывать его выбросился из окна.”
В.Ю.Печенев
Стоя на крутом спуске к Оке, с которого толи начинается, толи заканчивается улица Нижегородская (фото No3), понимаем, что находимся в среде нерегулярно застраиваемого старинного городка с крупными проёмами
витрин лавок на первых этажах, с застройкой одним сплошным фасадом – взгляд упрётся в здание Торгового дома братьев Вагиных ( дом No5, 1906г.п.), проездная арка в котором говорит именно об этом.
Доминантой улицы является башенка дома купца Е.Е.Алипова (ныне здание Сбербанка) – эта доминанта – лучшее украшение улицы на данный момент, несмотря на появление в ближайшее десятилетие, двух зданий превосходящих её по высоте. Здание «Алых парусов» например, как в карикатуре имеет крупные оконные проёмы на третьем этаже (вот диво – трёхэтажная застройка вообще запрещена в исторической среде центра нашего города) с криволинейным завершением видимо подражая полуциркульным перемычкам дверей одноэтажных лабазов. Фасады же 2-го и 3-го этажей этой новостройки очень скудны в деталировке (кроме пилястр никакого декора), что в характере кирпичного строительства нашего времени – вот их бы неплохо закрыть рекламными баннерами. На сей же момент, наглухо закрыты рекламными щитами памятники «кирпичного» стиля прошлых веков — дом Соплякова (1891г.п. д. №14), торговое здание (1897г.п. д. No17), дом Соннова (1888 г.п. д. №19) и др. А представьте, что эти старинные здания украшал бы кованый ажур кронштейнов с рекламными вывесками. Или хотя бы, сняв баннеры, обошлись бы рекламными раскладушками (как во всёх цивилизованных городах, где заинтересованы в туризме).
Возвращаемся к декору фасада дома No3, который создавался рисунком кирпичной кладки. Рельефные пояски, широчайший карниз, закруглённый угол здания и сама надстройка в виде башенки с шатровым завершением возведены в кирпиче. Выпускать кирпич из плоскости стены по конструктивным соображениям более чем на 7 см невозможно и поэтому значительно выступающие декоративные детали фасадов строили в прошлых веках с многоступенчатым напуском кирпичей, что являлось особенностью декора, характерного для «кирпичного стиля». Использование в кирпичном строительстве декора других модных стилей было сопряжено с трудоёмким изготовление лекального кирпича (для деталей криволинейных фрагментов фасада), и ещё чаще применялась тёска кирпича. Дом Алипова в изобилии украшен деталями циркульных очертаний — три круглых оконца на башенке, поясок из кругляшей по парапету, арка слухового окна бокового аттика и проч.
Здания на Нижегородской улице имеют в своём активе белокаменный декор – это кронштейны и замковые камни сандриков наличников на доме А.М.Маклакова (1904г.п., д.No12). Прекрасно смотрятся они на боковом и дворовом фасаде этого дома (фото No4), который не обезображен покраской кирпича и сливаются с окружением на главном фасаде; это из белого камня плиты в виде картушей с датами постройки и инициалами хозяев возводивших дома, так мы узнали даты постройки домов Карачистова, Маклакова, Соплякова, Соннова; это белокаменные плиты карнизов крыши и аттиков.
Модерн на Нижегородской улице достойно представляет упоминавшееся здание братьев Вагиных, этот архитектурный стиль господствовал в России в начале прошлого века и проповедовал свободу от исторического заимствования форм, исповедовал манерность, вычурность, причудливость и деформацию привычных очертаний (в данном здании это проявилось в раскрепованности подоконных фрагментов главного фасада второго этажа, в криволинейных очертаниях завершения аттика, ныне утраченных). Это здание не единственное выстроенное в данном стиле в нашем городе и имеет смысл об этом поговорить не в рамках этой статьи, однозначно лишь то, что сооружение выполнено по проекту профессионального архитектора и поэтому представляет и историческую и культурную ценность.
Дом No6 по улице Нижегородской – самое древнее сооружение улицы возведено в начале ХIХ века. Если вы хотите окунуться в атмосферу старины, загляните в магазинчики, размещённые в полуподвальном этаже дома, где вы увидите низкие своды, которые помнят времена крепостного права.
Решением областного Совета народных депутатов за No229 от 20.07.1993г.
были утверждены границы историко-архитектурных заповедных территорий города Павлово, где особо оговаривалась охрана заповедника гражданской архитектуры — улицы Нижегородской с прилегающей к ней территорией. Проблема в том, что средств на поддержание этого градостроительного раритета нет и взяться им неоткуда, поэтому отданные на откуп домохозяев, архитектурные памятники стыдливо прячутся за броскими рекламами.
В.А.Урусова