Улица Нижегородская – достояние культуры Нижегородского края

Память улиц

Старинную фотографию бывшей Стоялой улицы, которую сейчас именуют Нижегородской, хотя бы раз видел каждый житель Павлова (фото No1). Эта, уходящая в перспективу, кривая улочка — иллюстрация к истории России позапрошлого века – живет и хранит для нас бесценную память, которую утратив, мы непременно будем восстанавливать, как восстанавливаем сейчас храмовые архитектурные памятники, понимая, что жить без памяти о прошлом безнравственно.

С середины ХIХ века в архитектуре России наблюдалась тенденция рационализма, что проявилось в появлении «кирпичного» стиля, главным в формотворчестве данного стиля являлся строительный материал, из которого возводились здания – это кирпич, камень, металл. Красный керамический кирпич являлся самым распространённым строительным материалом, который был ещё и наиболее дешёвым стеновым материалом. В Павлове сейчас насчитывается более десяти улиц сохранивших сооружения данного стилевого направления, а улица Нижегородская лидирует в этом списке.

Двенадцать зданий улицы Нижегородской, возведённых до I-ой Мировой войны — свидетели истории нашего города, бывшего в конце ХIХ – начале ХХ вв., кустарно-промышленным, торговым и конечно культурным центром обширного металлообрабатывающего района. Полифункциональное назначение этой главной торговой улицы Павлова не могло не сказаться на качестве и характере её застройки , на качественно-высоком уровне её благоустройства – если поднять сантиметров тридцать  асфальта, нашему взору откроется булыжная мостовая позапрошлого века (замощение 1890г.). На фото №2 можно видеть эту мостовую. Замощение было организовано, судя по фотографии, с уклоном к середине проезжей части улицы, т.е. организация отвода ливневых вод была на уровне.

Фото №2. Ул. Нижегородская в первые десятилетия Советской власти. Фото предоставлено Павловским историческим музеем.
Фото №2. Ул. Нижегородская в первые десятилетия Советской власти.
Фото предоставлено Павловским историческим музеем.

Уникальность застройки этой главной торговой улицы села в том, что она формировалась в течение достаточно небольшого отрезка времени, после пожара 1872 году, в одном стилевом единстве. Застройщиками же выступали богатейшие фамилии села Павлово – Алиповы, Сидневы, Страховы, Вагины, Карачистовы, Дряхловы, Маклаковы, Сонновы, Сопляковы и это обусловило появление качественной капитальной каменной двухэтажной застройки, с богатейшим декором наличников второго этажа из тёсаного кирпича, широкими, богатыми по рисунку фронтонами, аттиками слуховых окон, кованым узорочьём парапетов. Одноэтажные и полукаменные здания ушли в небытие, а восемь из девяти зданий выстроенных в «кирпичном» стиле не сохранили красных кирпичных одежд. Можно сказать, что наружный лицевой кирпич сооружений законсервировали покраской, но почему-то не в цвет близкий к родному — терракотовому, цвету обожженной глины, а в холодные цвета, которыми обычно красят дома оштукатуренные под покраску. Без консервации наружного кирпичного слоя кладки уже не обойтись, время и агрессивная среда крушит обожженный глиняный кирпич, выборочная его замена реставраторами дело дорогостоящее для нынешних владельцев домов, поэтому единственный способ увидеть подлинное цветовое решение архитектурных памятников Нижегородской улицы — это хотя бы красить здания в цвет керамического кирпича.

Лишь один дом на улице Нижегородской, дом Сиднева, (фото No3) сохранил первоначальный облик здания, сооружённого в «кирпичном» стиле.  Это здание, возведённое более ста лет назад, выстроено на уклоне и фасад со стороны Оки, имея три этажа, очень презентабелен и достойно представляет дореволюционную архитектуру самого крупного населённого пункта Нижегородской губернии (не считая самого губернского города). Окна первого и второго этажа упомянутого фасада объединены в пары наличниками, их сдержанный  декор лаконичен и без особых претензий на пышность, однако держит всю плоскость фасада, строгие аттики со слуховыми окнами венчают северо-западные фасады, завершая целостность образа этого архитектурного памятника.

“Сиднев Алексей Иванович почётный гражданин г. Горбатов и Горбатовского уезда, расстрелян в 1918г. Построил дом своему зятю Алипову Ефиму Ефимовичу. Владели мукомольными заводами, внизу дома располагался амбар для хранения муки. На баржах отправляли муку в Н.Новгород и другие города империи.  В д. Амачкове имели дровяную фабрику. Там же располагался их лесной участок, как называли “Сиднев лес”. Двоюродный брат Сиднева А.И. имел санаторий в г. Минеральные воды. Был не согласен, чтобы этот санаторий отбирали, когда пришли арестовывать его выбросился из окна.”

В.Ю.Печенев

Фото №3. Ул. Нижегородская, 1. Дом Сиднева. 2011 г. Фото автора.
Фото №3. Ул. Нижегородская, 1.
Дом Сиднева. 2011 г. Фото автора.

Стоя на крутом спуске к Оке, с которого толи начинается, толи заканчивается улица Нижегородская (фото No3), понимаем, что находимся в среде нерегулярно застраиваемого старинного городка с крупными проёмами
витрин лавок на первых этажах, с застройкой одним сплошным фасадом – взгляд упрётся в здание Торгового дома братьев Вагиных ( дом No5, 1906г.п.), проездная арка в котором говорит именно об этом.

Доминантой улицы является башенка дома купца Е.Е.Алипова (ныне здание Сбербанка) – эта доминанта – лучшее украшение улицы на данный момент, несмотря на появление в ближайшее десятилетие, двух зданий превосходящих её по высоте. Здание «Алых парусов» например, как в карикатуре имеет крупные оконные проёмы на третьем этаже (вот диво – трёхэтажная застройка вообще запрещена в исторической среде центра нашего города) с криволинейным завершением видимо подражая полуциркульным перемычкам дверей одноэтажных лабазов.  Фасады же 2-го и 3-го этажей этой новостройки очень скудны в деталировке (кроме пилястр никакого декора), что в характере кирпичного строительства нашего времени – вот их бы неплохо закрыть рекламными баннерами. На сей же момент, наглухо закрыты рекламными щитами памятники «кирпичного» стиля прошлых веков — дом Соплякова (1891г.п. д. №14), торговое здание (1897г.п. д. No17), дом Соннова (1888 г.п. д. №19) и др. А представьте, что эти старинные здания украшал бы кованый ажур кронштейнов с рекламными вывесками. Или хотя бы, сняв баннеры, обошлись бы рекламными раскладушками (как во всёх цивилизованных городах, где заинтересованы в туризме).

Фото №4. Вид на ул. Нижегородскую от Оки. 2013 г. Фото автора.
Фото №4. Вид на ул. Нижегородскую от Оки. 2013 г. Фото автора.

Возвращаемся к декору фасада дома No3, который создавался рисунком кирпичной кладки. Рельефные пояски, широчайший карниз, закруглённый угол здания и сама надстройка в виде башенки с шатровым завершением возведены в кирпиче. Выпускать кирпич из плоскости стены по конструктивным соображениям более чем на 7 см невозможно и поэтому значительно выступающие декоративные детали фасадов строили в прошлых веках с многоступенчатым напуском кирпичей, что являлось особенностью декора, характерного для «кирпичного стиля». Использование в кирпичном строительстве декора других модных стилей было сопряжено с трудоёмким изготовление лекального кирпича (для деталей криволинейных фрагментов фасада), и ещё чаще применялась тёска кирпича. Дом Алипова в изобилии украшен деталями циркульных очертаний — три круглых оконца на башенке, поясок из кругляшей по парапету, арка слухового окна бокового аттика и проч.

Здания на Нижегородской улице имеют в своём активе белокаменный декор – это кронштейны и замковые камни сандриков наличников на доме А.М.Маклакова  (1904г.п., д.No12).  Прекрасно смотрятся они на боковом и дворовом фасаде этого дома (фото No4), который не обезображен покраской кирпича и сливаются с окружением на главном фасаде; это из белого камня плиты в виде картушей с датами постройки и инициалами хозяев возводивших дома, так мы узнали даты постройки домов Карачистова, Маклакова, Соплякова, Соннова; это белокаменные плиты карнизов крыши и аттиков.

Фото №5. Ул. Нижегородская, 12. Дом Маклакова. 2012 г. Фото автора.
Фото №5. Ул. Нижегородская, 12.
Дом Маклакова. 2012 г. Фото автора.

Модерн на Нижегородской улице достойно представляет упоминавшееся здание братьев Вагиных, этот архитектурный стиль господствовал в России в начале прошлого века и  проповедовал свободу от исторического заимствования форм, исповедовал манерность, вычурность, причудливость и деформацию привычных очертаний (в данном здании это проявилось в раскрепованности подоконных фрагментов главного фасада второго этажа, в криволинейных очертаниях завершения аттика, ныне утраченных). Это здание не единственное выстроенное в данном стиле в нашем городе и имеет смысл об этом поговорить не в рамках этой статьи, однозначно лишь то, что сооружение выполнено по проекту профессионального архитектора и поэтому представляет и историческую и культурную ценность.

Дом No6 по улице Нижегородской – самое древнее сооружение улицы возведено в начале ХIХ века. Если вы хотите окунуться в атмосферу старины, загляните в магазинчики, размещённые в полуподвальном этаже дома, где вы увидите низкие своды, которые помнят времена крепостного права.

Решением областного Совета народных депутатов за No229 от 20.07.1993г.
были утверждены границы историко-архитектурных заповедных территорий города Павлово, где особо оговаривалась охрана заповедника гражданской архитектуры — улицы Нижегородской с прилегающей к ней территорией. Проблема в том, что средств на поддержание этого градостроительного раритета нет и взяться им неоткуда, поэтому отданные на откуп домохозяев, архитектурные памятники стыдливо прячутся за броскими рекламами.

В.А.Урусова

В.А.Урусова

Старший научный сотрудник МБУК «Павловский исторический музей», член общероссийской организации «Союз архитекторов России», фотограф, художник...

Оцените автора
( 4 оценки, среднее 4 из 5 )
PavlovoHistory
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

error: Content is protected !!
Adblock
detector