На рубеже ХIХ–ХХ веков в России каменные жилые строения составляли лишь 3,6% от общего объёма домостроения – дерево было главным строительным материалом – Русь в общей массе была деревянной. Наличие бурного каменного строительства жилья в Павлове до 1914 года являлось показателем высокого развития капиталистического производства. Местные предприниматели оставили в наследство нашему городу, его улочкам, множество памятников каменной архитектуры исполненных в красном кирпиче, и некоторые из сооружений поныне сохранили белокаменный декор.
До революции разработка белого камня велась в Касимове, подмосковном селе Мячково, Подольске, слободе Кукарка Вятской губернии (ныне г. Советск Кировской области). Из известняка, который в шутку называли «русским мрамором» возводили сооружения, им мостили улицы, из него строили мосты. «Белокаменной» нарекли Москву, благодаря этому строительному материалу.
На старых улочках Павлова можно видеть детали из тёсаного известняка и сейчас являющиеся достойнейшим украшением кирпичных зданий. Эти изысканные архитектурные раритеты вы увидите в историческом центре бывшего села, на улицах: Соборной (ныне – ул. М. Горького), Перекров (ныне – К. Маркса), Бронниковской (ныне – Красноармейской), Большой Никольской (ныне –
Нижегородской) и Логуновом пер. (ныне – ул. Будённого). Среди них белокаменные карнизные плиты и кронштейны, столбы и колонны, поребрики, замковые камни, картуши, круглые вставки и лицевой камень цоколя.
Богатейшие предприниматели села могли позволить себе белокаменное роскошество в возведении своих особняков. Красивейшее сооружение того периода (1885 г.п.) в нашем городе – двухэтажный особняк В.И. Гомулина (ул. Красноармейская, 6) выделяется в ряду прочих большим количеством белокаменных деталей, особенно бельэтажа – второго, парадного этажа, который отличается и высотой, и богатством отделки. Особенную выразительность бельэтажу придают 30 белокаменных колонн под три метра высотой, обрамляющих его окна (Фото №1). Восемнадцать колонн меньшей высоты украшают третий ярус сооружения и аттики. Четырьмя горизонталями расчерчены фасады благодаря белокаменным карнизным плитам. Пятнадцать картушей из белого камня с высеченными инициалами хозяина и датой строительства украшают фронтоны аттиков особняка, ворот каменного забора, фронтонов флигеля и главного фасада каретника – строений организующих внутренний дворик купеческой усадьбы. Декор же этих усадебных сооружений вторит декору фасадов главного строения – жилого дома. Белокаменные карнизы забора и каретника визуально поддержаны, белокаменными поребриками – приём орнаментальной кирпичной кладки, выполняемой путём установки кирпича на ребре или укладки плашмя под углом к наружной поверхности стены. Второй этаж дворового фасада флигеля и первый
этаж особняка украшены круглыми белокаменными вставками – всего 13 элементов. Четыре окна первого этажа и портал главного входа украшают белокаменные замковые камни ступенчатой формы. Выше перечисленный белокаменный декор, контрастируя с открытой кирпичной кладкой из красного керамического кирпича, придаёт вид сооружению празднично-парадный. Белокаменный же цоколь особняка словно отрывает сооружение от серого асфальтового покрытия улицы.
В Павлове на улице Горького каменные ворота дома фабриканта Ф.М. Варыпаева хранят для нас память о псевдорусском стиле, царившем во второй половине ХIХ века. Ворота украшают четыре белокаменные колонны, формами возвращающие нас в русское средневековье (Фото №2). Стволы колонн собраны из нескольких составных, места их соединения и сейчас, по прошествии полутора веков, явственно проступают. Но в целом, белокаменная часть ворот лучше сохранилась, чем кирпичная, учитывая, что весь кирпичный декор дома №20 по ул. М.Горького полностью утрачен, лишь формы ворот и калитки из кирпича многократно крашенные хранят память о периоде эклектики в архитектуре России. Стволы белокаменных колонн, словно сжатые под тяжестью кирпичной кладки, имеют форму капли. Шея колонны вытянута и заключена в простейшие профили: пояс, валик, вал четвертной. Основание колонны, как и все прочие её составные части, указывают на использование мотивов древнерусской архитектуры, а не выверенных пропорций классической ордерной системы.
Помимо белокаменных плит-картушей украшающих строения особняка купца Гомулина, мы встречаем их на тумбах крыш и фронтонах аттиков зданий №№ 8, 11, 12, 14, 17, 19 на ул. Нижегородской, №6-а на ул. Будённого, №1 на ул.Шмидта. Инициалы хозяев возведённых домов и даты их постройки очень значимы для истории нашего города конечно, но более ценны они как объекты материальной культуры – сооружения о которых идёт речь, возведённые до Первой Мировой войны безупречны с точки зрения архитектуры – невозможно представить выложенную на фасадах этих зданий из кирпича дату их строительства (как скажем, выложенная в кладке дата – 2011 – на фасаде из жёлтого кирпича трёхэтажного здания на улице Красноармейской).
Одно из исторических зданий улицы Нижегородской, здание №12 (бывший дом купца А.М. Маклакова), украшают кронштейны из белого камня, их – 48. Белокаменный декор (фото №3): кронштейны, карнизные плиты и замковые камни наличников семнадцати окон второго этажа – доминировали в прочем сложном декоре из красного кирпича. Осадки, вымывая краску с лицевого кирпича северного фасада, позволяют увидеть красоту контраста белого камня и красного кирпича.
Белокаменное великолепие отделки своих домов могли позволить себе лишь состоятельные домовладельцы. На улицах Павлова можно видеть здания, более скромно декорированные белым камнем. Например, главный фасад дома №47 на улице К.Маркса украшают круглые белокаменные вставки в сандриках наличников второго этажа (фото №4), а восточный фасад того же дома – белокаменные замковые камни наличников второго этажа – на данный момент, эти раритеты закрыты – вдоль них протянут трубопровод. Пройдя вниз по той же улице К. Маркса, можно увидеть на каменных наличниках полукаменного жилого дома (№9 или №11 – номер на доме отсутствует) замковые камни из белого кирпича.
Особняк купца П.В.Щёткина на ул. Красноармейской – одноэтажное сооружение с эркером – ещё один из заметных архитектурных памятников с белокаменным декором – это подоконные балясины, детали наличников и нижняя часть эркера в изобилии украшенная растительным и скорее всего резным, а не лепным орнаментом. Неграмотный подход в реставрации фасадов привёл к дисбалансу цветовых пропорций, где белого цвета стало навязчиво много – закрашены пояски из тёсаного красного кирпича, которые переходят с плоскости фасада на эркер или скажем подоконные ниши, откосы слухового окна эркера.
Архитектурная сокровищница старого Павлова удивляет и радует красотой деталировки – в том числе и белокаменной – сооружений, гармонией композиции и выверенной соподчинённостью архитектурных элементов. Павловские архитектурные достопримечательности заслуживают внимания, увы, не получая бережного отношения к себе.
В.А.Урусова