Начало прошлого века было отмечено всплеском ярких идей и проектов в архитектуре Европы и России. Эти многоликие искания в специальной литературе принято называть словом «модерн» – «современный» в переводе с английского. Различные варианты модерна царили в европейском зодчестве кануна Первой мировой войны. Достаточно вспомнить барселонские постройки гениального Антонио Гауди, чтобы по достоинству оценить влияние архитектуры модерна на культурную жизнь европейского континента.
В России получили развитие различные направления модерна:декоративный, рациональный (его предшественником был кирпичный стиль) национально-романтическая версия стиля (неорусский стиль), а также интернациональные разновидности модерна.
Модерн уходил от традиционализма и подражательства, восставал против симметрии и регулярных норм градостроительства, он создавал с помощью синтеза искусств и новейших материалов (железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень) новые архитектурные формы близкие формам природным с их динамикой и текучей пластичностью масс.
На всю Россию прославились имена крупнейших мастеров отечественного модерна – автора Ярославского вокзала в Москве Федора Шехтеля (его постройки есть и в Нижнем Новгороде), питерского зодчего Федора Лидваля, приверженца неорусского стиля Алексея Щусева. В стиле модерн работал наш земляк – выходец из известного в Ворсме купеческого рода инженер-архитектор Анатолий Иванович Шмаков, спроектировавший единоверческую церковь в Горбатове, земскую больницу в Павлове, доныне сохранившееся в Нижнем здание Дома трудолюбия имени купцов Рукавишниковых на ул. Варварской(ныне – это здание нижегородского Центрполиграфа).
Наиболее ярко и последовательно принципы модерна воплотились в сфере создания богатых индивидуальных жилищ. Яркий тому пример – московские особняки фабрикантов Морозовых и Рябушинского, созданные все тем же Ф.О. Шехтелем.
Павловские фабриканты старались идти в ногу с веком, возводя особняки в духе модерна в камне, полукаменные и в дереве. Пожалуй, наиболее примечательное здание в стиле модерн в нашем городе – это особняк павловского крестьянина, фабриканта стальных изделий Алексея Михайловича Теребина на ул. Крупской, 10 (современное здание детского сада No 3) (фото 1) – интереснейший памятник архитектуры, уникальный не только для Павлова, но и для Нижегородской области в целом. Он выполнен по проекту неизвестного архитектора. Сооружению присущи признаки модерна: индивидуализация образного строя здания; применение декоративно-прикладных форм искусства – декоративные вставки из бетона над окнами, динамичный рисунок кованых деталей экстерьера, сохранившийся сейчас лишь в ограждении палисадника и на козырьке над входом; применение разнородных отделочных фасадных материалов – декоративная штукатурка трёх вариантов, керамический кирпич. Сохранилось изображение этого особняка на фотографии первой половины прошлого века, на котором чётче читаются черты модерна (фото 2). Так, безликость одноцветной нынешней покраски главного фасада лишила нас возможности видеть присущий модерну, подчёркнутый в этом сооружении цветом динамизм вертикалей, контрастно выступающих из плоскости стены облицованной красным кирпичом. Вертикали, имеющие сложное объёмное завершение над карнизом, получили в наше время шутовские колпаки в виде четырёхгранных пирамид из нержавейки.
Недалеко от дома брата выстроил свой полукаменный особняк Василий Михайлович Теребин. Ему принадлежал дом, стоящий на углу улиц Маяковского и Крупской (ул. Крупской, д. No22), в каменной своей части он также имеет элементы модерна, сейчас во многом утраченные.
Имеются в Павлове и отголоски неорусского стиля. В нашем городе он получил отражение в формах и декоре деревянного на каменном полуподвале особняка фабриканта И.И.Пухова – Речная, 26 (фото 3). Влияние этого направления сказалось также на появлении на крышах деревянных домов, возведённых богатыми домовладельцами, многочисленных надстроек, стилизованных под русскую старину. Начало ХХI века ознаменовалось многочисленными утратами этих деревянных раритетов, надстройка-веранда особняка на Речной, 26 утратила крышу с полицами и остроконечным фронтоном, ветшает на фасадах накладной декор, в рисунке которого угадывается дух модерна.
Рациональные тенденции в модерне проявлялись в сооружениях конторских, зданиях банков, зданиях доходных домов. В нашем городе в стиле рационального модерна в 1908 г. было возведено здание уездного казначейства (ул. Ломоносова, 19), здание торгового дома павловских крестьян братьев Вагиных 1906 года постройки (ул. Нижегородская, 5), построенного в 1913 г. нижегородским архитектором П.А. Домбровским и не дошедшего до наших дней здания Павловского драматического театра и др.
Фасады здания No19 на ул. Ломоносова (фото 4), имея все приметы рационального модерна, выполнены в материале кирпичного стиля, получившего в Павлове широкое распространение. За более чем столетнее существование этот архитектурный памятник многое утратил, лишь фотографии прошлого века доносят до нас всё очарование духа рационального модерна, воплощённого в богатом рисунке кирпичного декора, металле, словно ожившем под руками кузнеца, в красоте решения фасада с выверенным композиционным строем. Сейчас лишь венчающее главный фасад волнообразное завершение из тумб причудливой формы, соединённых в единый рисунок кричат о том, столетней давности великолепии, подобного которому в нашем городе нет.
Здание No 5 на ул. Нижегородской – это ещё одно сооружение в стиле рационального модерна, имеющего все его черты, выглядит отнюдь не провинциально, что говорит об авторе проекта этого объекта, как о талантливом архитекторе.
Памятники архитектуры эпохи модерна в Павлове – летопись в камне, рассказывающая горожанам о периоде бурного развития капитализма в мире, в России, в нашем городе. Это был период, когда прогресс наступал по всем фронтам экономики и культуры, находя своё отражение в графике, живописи, скульптуре и зодчестве. Но лишь архитектура, являясь самым доступным для обозрения родом искусства, способна донести художественные сокровища той эпохи до каждого, кто захочет с ними познакомиться, не выезжая из города.
В.А.Урусова в соавторстве с Н.Б.Федотовым