Предметная среда, архитектурная среда – окружение, в котором существует человек – влияет на его воспитание, культуру, мировоззрение. Архитектурный культурный пласт нашего города, история которого насчитывает несколько веков, не используется в той мере, какую заслуживает, а уж об интерьерах памятников архитектуры и говорить не приходится. Интерьеры ХVIII-ХIХ веков в лучшем случае игнорируются частными владельцами зданий, в худшем – своды, а именно с их помощью перекрывались объёмы в каменных сооружениях того периода, разбираются.
На каждой исторической улочке Павлова найдется один-два, а то и несколько жилых домов с ещё крепкими подвалами, полуподвалами и первыми этажами – перекрытиями в которых служат кирпичные своды. История сводов восходит к IV-III тыс. до н.э. – именно этим периодом датируются цилиндрические своды сооружений в Египте и Месопотамии, материалом же для их возведения
служил в те времена сырцовый кирпич. При большом разнообразии кирпичных сводов в гражданской архитектуре села Павлова чаще всего встречаются те самые цилиндрические своды. Примеры подобных перекрытий видим в подвалах здания №8-а по пер. Луначарского (фото №1, здание вотчинной конторы графов Шереметевых, сер. ХVIII века) и в служебном помещении (вход в которое ведёт со стороны ул. Ломоносова) дома №6 на ул. Нижегородской (дом Страховых, нач. ХIХ века). На первом этаже, где размещалась лавка в доме Страхова, цилиндрические своды большого зала, пересекаясь под прямым углом, образуют крестовые своды. Производимые сейчас в доме строительные работы – снимается штукатурный слой – открыли для обозрения сложную кирпичную кладку сводчатых перекрытий (фото №2). Какой мерой оценить работу каменщиков создавших из тяжёлого строительного материала изысканные своды, изогнутые линии которых, соединяясь, организуют пространство, привнося в интерьер ощущение воздуха и лёгкости, при, казалось бы, незначительной высоте помещения.
Практически все первые этажи каменных и полукаменных зданий выстроенных до 1914 года в центральной части нашего города используются под торговые площади. И лишь в короткие моменты, когда ведутся ремонтные работы, можно видеть интерьеры не забитые витринами. В доме Строева на ул. Крупской, 2 в помещениях первого этажа можно видеть красивейшие варианты сводов с распалубками (распалубка – это выемка в цилиндрическом своде в виде сферического треугольника, устраивается над оконными и дверными проёмами при расположении верхней точки проёмов выше пяты свода). К большому сожалению, прекрасно сохранившиеся распалубки в помещении магазина, занимающего значительную часть первого этажа дома Строева, почти полностью закрыты витринами. Так получается, что на ценнейший интерьер двухсотлетней давности, мы смотрим глазами обывателя – частного владельца дома – которому историческая память человечества не столь уж и важна. Ну а чтобы посмотреть на окошечко, организованное в толще свода, зайдите в соседний магазин, расположенный в том же доме (Магазин молочных товаров из города Горбатов), и вы увидите два заложенных оконных проёма с сохранившейся распалубкой.
Автору этих строк повезло в 2006 году увидеть и сфотографировать интерьер ещё одного дома на улице Крупской со сводами ХVIII века (фото №3). Сейчас первый этаж этого дома №11/6 на углу улиц Крупской и Маяковского занят магазином «Мир дверей», поэтому интерьер ныне – это склад под завязку забитый товарами. И где уж взгляду остановиться на «связях» (металлические стержни, закладываемые в кирпичную кладку для стягивания пят сводов и погашения распора на стены) или мощном столбе в центре зала, принимающем на себя вертикальную нагрузку тяжёлых сводов.
Ещё менее повезло постройке ХVIII века – дому Прядилова на улице Шмидта, 25 (сейчас в нём разместился Саровбизнесбанк). Исторические фасады дома Прядилова полностью утрачены, на здание навесили декорации в духе фахверка (фахверковые постройки – каркасные дома получившие распространение в средние века в Западной Европе). Про архитекторов данного проекта можно сказать – талантливые специалисты – вот только очень уж жаль порушенные своды в средней части цокольного этажа этого памятника архитектуры времен Екатерины II. Теперь только, сохранённые своды в помещениях полуподвала в торцах дома напоминают о принадлежности к истории архитектуры родного края этого здания.
Перекрывались большие залы также коробовыми кирпичными сводами, опирающимися на параллельно уложенные металлические балки. Пониженные своды (отношение стрелы свода к пролёту менее ½) параметры имели незначительные, поэтому кирпича на подобные конструкции шло немного. Подобное перекрытие использовалось, например, в доме А.М. Маклакова на улице Нижегородской, 12 (1904 г.п.), как в зале, так и в прочих помещениях первого этажа (фото №4). Такие своды можно видеть и в доме №27 на улице Куйбышева в помещении магазина, слева от проездной арки, но интереснее наблюдать кирпичную кладку не заштукатуренных сводов в переулке Смычка, 5-а – смываемая временем побелка там обнажила ровные ряды тщательно выложенных кирпичных арочек формирующих своды.
Существует в Павлове, словно в параллельном мире – в заколоченном полукаменном доме на углу улиц Ломоносова и Красноармейской; в здании, на ул. Крупской, 7 (бывшее здание Женской прогимназии); в просто жилом доме на улице Горького, 20; в помещении буфета кафе «Династия», разместившегося в бывшем доме Белозёровых; в помещениях первого этажа дома Дряхлова на ул. Нижегородской, 11 и прочих – жизнь под сводами. Это жизнь, где далёкое прошлое старинного села зримо присутствует, где его можно коснуться входя под своды ХVIII-ХIХ вв. и ощутить под рукой плавную выверенную кривизну сводов, созданных гением рук человеческих.
В.А.Урусова